Цитата:
Сообщение от maffin
И никакие мораль и нравственность не смогут ни победить войну, ни объяснить, почему осуждающее войну человечество продолжает воевать.
|
Это спорное утверждение, особенно с позиции последних тысячелетий развития морали.
Если попытаться классифицировать конфликты в человеческом обществе, ранжируя их по глобальности, то грубо их можно разложить по следующим блокам: конфликты в семье, конфликты между семьями, конфликты между племенами и народами, конфликты между государствами, конфликты между мировоззренческими группировками.
Если оценить эти конфликты в исторической перспективе, то они расположатся в той же последовательности. Наиболее древними можно считать конфликты семейные, и самыми современными – мировоззренческие.
Защитные механизмы против разрушительного воздействия этих конфликтов в человеческой личности тоже вырабатывались постепенно, развиваясь от банальной нравственности, из разряда не убий, к общечеловеческой морали, призванной обеспечить сосуществование обществ в рамках всего вида. Эти последние моральные наработки развились от категорического императива к наиболее общему представлению о равенстве всех людей перед Богом. Дальше всего человечество продвинулось в моральном строительстве за последние три четверти века под влиянием чудовищных событий последних войн, демократизировав расовые теории и выработав принцип толерантности к иным всех сортов.
То, что эти принципы были выработаны, подробно разработаны и отстаиваются всеми культурно-социальными институтами современного человечества, даёт основания предположить, что они могут послужить прочной основой защиты мира на планете. Каких либо оснований для отказа от позиции расового равенства и толерантности в современном мире не просматривается. И то, что деструктивность отказа от такой позиции очевидна для большинства здравомыслящих людей, позволяет надеяться, что пути назад уже нет, и общество постепенно будет укреплять эту позицию в качестве догмы современной морали при поддержке религии, одной из основных целей которой является мирное сосуществование человеческого рода, и государственной власти, для которой такое сосуществование залог стабильности и её собственной эффективности.
Но это не имеет прямого отношения к нашей дискуссии, мы немного отклонились от её основного направления – источников морали и нравственности, которые лежат в природе человека, а не привносятся туда извне. Развиваясь от примитивного существа к венцу творения человек разумный шел по пути, заложенному в него природой - к общественной жизни, наиболее продвинутой формой которой является всемирное общество с едиными целями и моральными принципами. Такое общество лучше всего отвечает основной задаче вида – выживать и развиваться. Путь к этому обществу идёт через глубокую трансформацию агрессивного отца семейства к амбициозному вождю племени, от великого завоевателя к мудрому правителю бескрайней империи и дальше, к демократическому устройству общества, способному объединить различные расы в общество единого биологического вида. Эта трансформация сопровождается постепенным угасанием очень эффективной в общественной модели «против всех» социопатии и развитию прекраснодушного альтруизма, социальной ответственности и вовлеченности в общественную жизнь. Эти положительные, с точки зрения современного общественного устройства и его перспектив, личностные свойства заложены природой в человеческую сущность, и они толкают наиболее прозорливые и энергичные натуры, из числа наделённых ими людей, к осмыслению и пропаганде базирующихся на этих свойствах идей. Так возникают пророки и великие моралисты, способные существенно ускорить процесс трансформации, увлекая широкие массы своим примером.
Так что, если серьёзных косяков не случиться, типа судорожного придавливания красных кнопок в ядерных чемоданчиках обидившимися на весь мир генералисимусами, всё буде нормально, и человечество постепенно создаст идеальное общество, которое позволит ему противостоять ограниченности ресурсов и токсичности своей жизнедеятельности.
А в это время ничто не помешает каждому из его членов, радостно шагающих к светлому будущему, искренне и всепоглощающе хотеть что либо, наряду с моральными императивами, то, что поможет каждому из них найти в себе силы пережить трудности становления этого нового завтра, ну или хотя бы находить в себе силы жить на пути к нему. Часы в качестве таких хотелок вполне проходят, по всем показателям. Они безопасны, безгрешны и не антиобщественны. Так что, почему бы и нет?