Из антикварного магазина ( не реклама).
Клейма: на циферблате подпись: «НИКОНОРЪ ТОЛСТОЙ»; на внешней платине механизма надпись: «МОСКВА»
Настольные часы, по оформлению корпуса и циферблата, а также конструкции механизма, относятся к классическим образцам русских механических часов в деревянных корпусах 1830-1850-х гг.
Часовой механизм помещен в фанерованный корпус - «шкаф» с овальным завершением, застекленными дверками с лицевой и тыльной сторон. По бокам корпуса – арочные окошки с ажурными латунными вставками, выполненными в виде растительного орнамента, который согласуется с инкрустированным узором из завитков и листьев на лицевой стороне корпуса.
Оригинальная подпись мастера на циферблате «Никоноръ Толстой» позволяет поставить данные часы в ряд редких подписных образцов часового дела в России XIX в. Подпись принадлежит мастеру из прославленной московской династии часовщиков – Толстых, основателем которой был Иван Васильевич Толстой, которого сравнивали с великим французским часовщиком Абрахамом Луи Бреге. Он первый в России делал карманные часы с турбийоном (устройство, уменьшающее земную гравитацию, что делает ход часов более точным), изобретением Бреге.
Иван Толстой «есть первый собственно русский художник, занявшийся столь важным предметом, каково есть делание хронометров», - это оценка мастера на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий 1829 года в Санкт-Петербурге. За свой хронометр в золотом корпусе, по отделке не уступающий лучшим французским, он был отмечен медалью на Анненской ленте.
Иван Толстой и другой известный московский часовщик Николай Носов разработали, так называемый, двойной часовой ход, нашедший применение намного позднее в странах Западной Европы. Долгие годы в обсерватории Московского университета использовались астрономические высокоточные часы Ивана Толстого, изготовленные им в 1831 г.
Иван Толстой вел большую общественную, государственную работу. Одно время он был цеховым головой Московской ремесленной управы — исполнительного органа московского ремесленного сословия. В 1844 г. совместно с П. Гаевским образовал комитет, разработавший проект «О средствах водворения часового производства в России», — к сожалению, он так и остался на бумаге.
Никанор Толстой – младший из братьев Ивана Толстого. Сын Ивана Толстого – Дмитрий также был часовщиком.
Данные о мастерской Никанора Васильевича Толстого немногочисленны. Первые сведения относятся к 1843 г., не ранее. В мастерской Никанора Толстого в это время работали 5 человек. Обычно делалась партия 3-4, реже 10 механизмов, которые помечались на нижнем ребре платин римской цифрой. В мастерской, видимо, было разделение труда: один человек занимался отливкой латунных деталей, другой нарезал зубы на колесах, третий полировал готовые детали, четвертый собирал все готовое и т.д. Корпуса делались в мебельных мастерских, с которыми у часовщика была налаженная партнерская связь.
Никанор Толстой был одним из первых часовых мастеров, кто начал нумеровать часы с определенного периода производства. Начал он нумерацию в 1854-1855 гг., а закончил вначале 1860-х гг. пятисотыми номерами. Следуя арифметическим подсчетам, в год мастерская производила около сотни классических русских «жильных» часов. Так называли настенные часы с гирями, подвешенными не на цепях, а на шнурах, тросах (ранее - жилах – кетгутах). Известны также напольные часы его работы.
Отсутствие номера на данных часах, дает основание считать, что они изготовлены до 1854 года.
Механизм у антиквариата выполнен по английскому типу – с пружинным двигателем, два заводных барабана хода и боя, фузейным приводом (фузея - устройство, выравнивающее крутящий момент заводной пружины); со шпиндельным спуском, колокольным боем (на одном молотке); с численником.
Заимствования у английских мастеров часто прослеживаются в конструкции и оформлении русских часов в деревянных, «шкафных корпусах». Английское влияние можно отметить и в форме ножек часов.
Циферблат латунный, серебреный, с тремя стрелками, с римскими цифрами, обозначающими часы, арабскими цифрами, обозначающими минуты и числа месяца, выполненные в технике гравировки.
На внешней платине – надпись «МОСКВА» в картуше с растительным орнаментом, выполненные в технике гравировки, такой же орнамент украшает платину по периметру. Линза маятника также украшена гравированным растительно-цветочным орнаментом.
В выделке часов прослеживается использование машин и станков, которыми, видимо, была оснащена мастерская Никанора Толстого. В России этого времени преобладало кустарно-ремесленное изготовление часов, тем более в деревянных корпусах. Механизированных мастерских было очень мало. Производств часов, устроенных по типу фабрик, в России этого времени не было. Исключение составляли бронзолитейные заведения Санкт-Петербурга, на которых делались корпуса каминных часов.
Часы – редкий подписной образец часового и декоративно-прикладного искусства России 1840-х гг., имеют антикварное, коллекционное и музейное значение.
__________________
С уважением, Олег.
|