В связи с вернувшимся вдруг интересом к Гранд Сейко и их механизмам, просматривал разную информацию в Инете и наткнулся на интересную статью (
http://seiko.watchprosite.com/show-f.../ti-845693/t-/). Помещаю свой очень вольный перевод, надеюсь, он будет интересен не только мне.
Гранд Сейко – единственный люксовый японский бренд. Автор статьи подчеркивает его «нешвейцарскость», но мне кажется, японцы изо всех сил пытаются следовать европейским трендам, моде и правилам, которые гранды часовой индустрии делают обязательными для высококлассных механизмов. Хорошо, что не просто копируют, но и улучшают.
Технологических прорывов у Сейко нет, как кремниевый спуск Осциломакс у Патека или коаксиальный у Омеги. Хотя коаксиальный спуск КМК – победа маркетологов, а не инженеров. Ни один часовой инженер в здравом уме не заменит простой и технически красивый классический спуск на нагромождение корявых шестеренок – бессмысленное и беспощадное. К чести инженеров Омеги надо сказать – они не дрогнули. Всего лет за 10-15, испытав нервы владельцев новинки и сервисных мастеров, разработали калибр 8500 точный и надежный. За всё, конечно, приходится платить: механизм вышел совсем не маленьким и, несмотря на сниженную частоту баланса и аж 2 заводных барабана, выхаживающим скромные нынче 60 часов.
Сейко- более традиционна и сконцентрировалась на надежности, точности, долговечности и красоте механизма, создав серию калибров 9S6X в 2011 году. Что же отличает этот калибр от предшественника 9S5X 1998 года?
Первое, что видно из сравнения технических параметров, увеличенное время работы с 55 до 72 часов. Это потребовало новую пружину подзавода и механизм автоматического завода. Сейко отказалось от «меджик левер», т.к. при большом сопротивлении он склонен к проскальзыванию и использовала систему из шестеренок маленького диаметра (уменьшение момента инерции), покрытых специальным напылением для предотвращения износа. (Ролекс, например, использует два колеса из легкого сплава с тефлоновым покрытием.)
В результате, количество камней в автоматических механизмах 9S6X выросло до 35 с 26 в 9S5X,
и увеличилась толщина с 5,4 до 5,9 мм.
Главная плата в 9S6X теперь декорирована, в нарушение японских традиций. Но кроме декоративной функции, есть еще и практическая- гравировка удерживает грязь.
Под циферблатом плата украшена инициалами GS. Да и вообще над гравировкой плат и полировкой деталей поработали тщательнее, чем в калибрах серии 9S5X.
Для регулировки хода до сих пор используется ассиметричный винтовой регулятор в отличие от швейцарцев, предпочитающих винты для изменения момента инерции баланса. (Гиромакс, микротесла)
Увеличен диаметр оси баланса с 0,07 до 0,08 мм, что увеличило прочность на 30%. Известный форумчанин Магуро (увы, опять забаненый) считает, однако, что это снижает точность.
Детали спуска теперь изготавливаются по технологии MEMS. Они более точные и облегченные. Обратите внимание на кончики зубьев колеса – там сделаны специальные «карманчики» для лучшего удержания масла.
Японские инженеры не используют кремний и предпочитают никелевые сплавы и рубины, считая их более предсказуемыми и надежными при длительной эксплуатации.
Раньше механизмы Сейко страдали от мягкости материалов, но ситуация меняется.
Теперь твердость стальных частей механизмов Сейко одна из самых высоких в часовой индустрии. Она составляет 700-740 ед. Викерс, как когда-то в механизмах Патек. Это сейчас в Швейцарии используют мягкую сталь: дешевле и проще обработка. Вещи быстро устаревают, и десятилетние часы сейчас уже считаются антиквариатом. А правильная термообработка затратна: чтобы получить 740 ед. по Викерсу, нужно нагреть деталь до 1000С, закалить в масле 20С, охладить до -80С в течение часа и отпустить при 160С несколько часов.
Ну а сборка механизмов производится в цехах, где пыли на единицу объема воздуха в 35000 раз меньше, чем у вас дома. (У меня возникает вопрос: а что творится в наших часовых мастерских с пылью?)