Часовой форум Watch.ru (http://forum.watch.ru/index.php)
-   Интерьерные часы (http://forum.watch.ru/forumdisplay.php?f=35)
-   -   Ремонт трехстержневого гонга настенных Янтарь (http://forum.watch.ru/showthread.php?t=303338)

Sashun 22.11.2015 10:04

Ремонт трехстержневого гонга настенных Янтарь
 
Вложений: 7
Покуда отвинчивал и вынимал кронштейн с остатками 2-х уже обломаных стержней, обломился и 3-й стержень. Но - руки делают.

Сперва нужно выбить втулки с остатками стержней. Вместо бородка чудненько подходит винт М5. Упираем его в остаток стержня во втулке, 1 удар молотком средней силы и латунная втулка вылетает.
Не зная, как был закреплен стержень во втулке, попытался высверлить, надсверлил до половины и увидел геть гладкую внутреннюю поверхность втулки. Пришло понимание, что стержни (диаметром 3,0 мм) просто запрессованы во втулку на глубину 9,0 мм.
Остатки стержней выбиты из втулок шпилькой М3 с упором втулки в гайку М5 вместо подставки.

Понимая умом, что ЗВУКОстержень это обычный ЧЕТВЕРТЬволнововй вибратор с жестко закрепленным ОДНИМ концом (типа камертона), замерил длину стержней на случай необходимости настройки после сборки. Для незнающих теорию звучания поясню, что "работает" эффективная длина стержня - от шейки возле втулки (места излома) до свободного (нижнего в корпусе часов) конца стержня. Габаритная длина обломаных на шейках стержней оказалась 270, 298 и 343 мм.

Для обеспечения ЖЕСТКОЙ заделки стержней латунные втулки были обжаты в тисках.
ВНИМАНИЕ.

Если заделка стержня нежесткая - будет хрипеть и потом не исправить!
На зажатые в тисках стержни были напрессованы молоточком втулки на всю длину втулок - до совпадения торцев стержней и втулок.
После этого круглым и плоским надфилями за пяток минут на стержнях были запилены шейки диаметром 1,8-2,0 мм (непринципиально) и выполнены конусочки длиной на ширину надфиля - около 6-8 мм (непринципиально).

На случай последующей настройки нужно измерить длину короткого стержня от шейки до торца и подрезать остальные 2 стержня в пропорции "как были", т.е., соблюдая пропорцию 270: 298:343, или, принимая новую длину короткого стержня за единицу, в пропорции 1:1,104:1,270.
Указанные длины обеспечат В ТОЧНОСТИ такую же мелодию, как была, но чуток выше тонами из-за более коротких стержней.
Для большей понятности. Если просто переполовинить стержни, т.е. сделать их длиной 135, 149 и 171 мм, то звук будет В ТОЧНОСТИ такой же как был, но РОВНО на одну октаву выше (частота звучания одноименных нот соседних октав отличается ровно в 2 раза).

Понимая. что укорачивать стержни можно и потом (есть наждак), втулки были СИЛЬНО вбиты в чугунный кронштейн, и собранный гонг установлен в корпус.

Опробование звучания показало, что подрезка стержней для ТОЧНОЙ настройки НЕ ТРЕБУЕТСЯ, поскольку приглашенный профессиональный музыкант выразился примерно так: "Стержни однозначно звучат в терцию и квинту, хотя непонятно на каких нотах".
Мне, с моим неплохим слухом, тоже показалось, что звук - "Не хуже. чем был".

Вот такая история субботнего ремонта гонга :)

------- ADDED AFTER 18 MIN --------

Задался дополнительным вопросом, а какими же нотами звучал гонг изначально?
Короткий стержень имел длину 0,27 м, значит длина волны 4*0,27=1,08 м.
Принимая скорость звука в воздухе 330 м/с, частота 330:1,08= 306 Гц. Это, по ГОСТ-овской таблице (ля = 440 Гц) где-то ре-диез (311 Гц).
Средний стержень длиннее в 1,104 раза, значит частота во столько же раз меньше, т.е. 277 Гц - До-диез (277,18 Гц).
Длинный стержень имеет частоту, соответственно 241 Гц - Си малой октавы.

Kolab 23.11.2015 09:37

Цитата:

Сообщение от Sashun (Сообщение 3394801)
Понимая умом, что ЗВУКОстержень это обычный ЧЕТВЕРТЬволнововй вибратор

Это из области радиоволн, у акустики другие законы резонанса, к длине излучателя ещё добавляются диаметр, упругость, масса и проч.... А вот пропорциональное уменьшение длины - самый простой вариант, сам на четвертных ОЧЗ испытал.

OddyRash 23.11.2015 09:40

Sashun, шейки надо-бы удлинить до 20 мм. От этого зависит не тон, а время звучания.

Цитата:

Сообщение от Kolab (Сообщение 3396480)
сам на четвертных ОЧЗ испытал.

Я тоже "испытал". На напольных "Янтарь". Всё сделал по пропорциям, но из латунной паяльной проволоки.
От услышанных звуков, со мной случилась истерика. Я смеялся минут 10 без остановки, пока не понял этого.
Пришлось бежать из дому. Бег меня немного успокоил. Вопрос решил знакомый настройщик роялей. Кусачками. За то, мой "Янтарь" получил неповторимый бас, по которому соседские домохозяйки укладывают спать своих детей, не только в моём, но и в соседних подъездах. Бой слышен через 5 перекрытий и стен.

Sashun 24.11.2015 18:37

Цитата:

Сообщение от Sashun (Сообщение 3394801)
Понимая умом, что ЗВУКОстержень это обычный ЧЕТВЕРТЬволнововй вибратор с жестко закрепленным ОДНИМ концом (типа камертона), замерил длину стержней на случай необходимости настройки

Цитата:

Сообщение от Kolab (Сообщение 3396480)
Это из области радиоволн, у акустики другие законы резонанса, к длине излучателя ещё добавляются диаметр, упругость, масса и проч.... А вот пропорциональное уменьшение длины - самый простой вариант, сам на четвертных ОЧЗ испытал.

Вы, несомненно, правы!
Оно, почему я написал про звукостержень как за ЧЕТВЕРТЬволновой вибратор? Просто открыл УЧЕБНИК и прочитал:

Колебания звучащих тел

— Число колебаний в единицу времени, быстрота или частота колебаний, зависит от размеров, формы и природы тел. Высота звука, обуславливаемая числом колебаний звучащего тела в единицу времени, может быть определена различными способами (см. Звук). Твердые упругие тела могут совершать продольные, поперечные и крутильные, или вращательные колебания. Воздух же в трубах — только продольные колебания.

Законы поперечных колебаний струн найдены в начале XVII столетия Мерсеном (Mersenne). Высота основного тона струны прямо пропорциональна квадратному корню из натяжения и обратно пропорциональна длине и корню квадратному из произведения плотности струны на площадь поперечного сечения. Эти законы выражаются формулой, данной Тэйлором:
(формулка)

Кроме основного тона струна может издавать еще и высшие гармонические тоны, причем струна разделяется на несколько равных колеблющихся частей. Струне могут быть сообщены и продольные колебания, вызывающие высокий, пискливый звук. Законы таких колебаний одинаковы как для струн, так и для стержней.

Законы поперечных колебаний стержней найдены теоретически Эйлером, а на опыте проверены Хладни, Лиссажу, Меркадье и др. Если один конец стержня закреплен, а другой свободен, то при самом низком или основном тоне, т. е. когда он колеблется целиком, не разделяясь узлами на части, длина звуковой волны равняется учетверенной длине стержня. Формула, как для этого случая, так и для других случаев закрепления стержня, такая:

(формулка)

где C численный коэффициент, a - толщина, l - длина стержня, E - модуль упругости и d - плотность. Число колебаний, следовательно, не зависит от ширины стержня."
Источник - http://www.vehi.net/brokgauz/all/053/53030.shtml .

Dima343 24.11.2015 18:44

Цитата:

Для обеспечения ЖЕСТКОЙ заделки стержней латунные втулки были обжаты в тисках.
как?
тиски имеют плоские губки, как ими можно обжать круглую деталь, не сплющив ее или сделав овальной?

OddyRash 24.11.2015 20:47

Цитата:

Сообщение от Dima343 (Сообщение 3399515)
как?

Кондуктором. В бруске сверлится отверстие, равное диаметром втулке. Брусок распиливается до центра отверстия. Втулка сожмётся в тисках и кондукторе по окружности.

Sashun 25.11.2015 10:39

Вложений: 2
Цитата:

Сообщение от Dima343 (Сообщение 3399515)
как? тиски имеют плоские губки, как ими можно обжать круглую деталь, не сплющив ее или сделав овальной?

Нужно иметь "правильные" губки на тисках - см. фото :) . Или обстучать конец звукостержня на "легкий шестигранник" с закругленными ребрами наподобие обычного шестигранного карандаша.

Kolab 26.11.2015 10:27

Можно ещё добавить нагрев\охлаждение. "Маму"- греем, "папу"- охлаждаем.:)

Vasiliy K 26.11.2015 19:06

Тогда уж можно обжать и в токарном патроне.

Dima343 26.11.2015 20:37

Цитата:

Тогда уж можно обжать и в токарном патроне.
судя по тому, как обточены шейки стержней возле втулок, у ТС нет станка

Vasiliy K 26.11.2015 21:13

У одного моего знакомого много лет отдельно патрон валялся. :D

Svt11 11.12.2015 21:30

из чего делать стержни?
 
Здравствуйте. Из чего сделать стержни? Электрод #3 подойдет? Или сталь не та. Принесли на днях янтарь. А вместо стержней какие-то 3 проволоки обточеные болгаркой. Эксперементировать страшновато-втулки могут не пережить многократных опытов с опресовкой. И как отрегулировать положенее стержней что бы маятник не цеплял?

alez 14.12.2015 09:35

Небольшой офф.
Подскажите что за рычаг на чугунине от гонга? Для чего он нужен?
http://forum.watch.ru/attachment.php...0&d=1448171604
Я меня в найденном янтаре имеется такой же. вот только пока не понял зачем он. Предполагаю что его можно перекинуть так чтобы он предотвращал попадание молоточков на гонг.

astra727 14.12.2015 10:53

Рычаг скорее всего-выключатель боя, блокирует молоточки...

Цитата:

Сообщение от Svt11 (Сообщение 3431822)
Здравствуйте. Из чего сделать стержни? Электрод #3 подойдет? Или сталь не та. Принесли на днях янтарь. А вместо стержней какие-то 3 проволоки обточеные болгаркой. Эксперементировать страшновато-втулки могут не пережить многократных опытов с опресовкой. И как отрегулировать положенее стержней что бы маятник не цеплял?

Да, про лектроды это вообще шедевр! Часы сварщика...
С Янтарем я бы аообще не заморачивался, из чего сделать-дешевле будет донор купить...
А вообще гонги делаются из сплавов на основе латуни...
Блин, смайлики чего-то не включаются...

Сергей Дмитриевич 14.12.2015 11:23

Цитата:

Сообщение от alez (Сообщение 3435884)
Подскажите что за рычаг на чугунине от гонга? Для чего он нужен?

Для блокировки молотков.

Sashun 14.12.2015 12:51

Цитата:

Сообщение от Сергей Дмитриевич (Сообщение 3436068)
Для блокировки молотков.

Причем, в транспортном положении, при спущенной пружине боя, рычаг должен прижимать молотки к гонгам (чтобы не болтались), а в рабочем положении плечо рычага должно находиться МЕЖДУ молотками и гонгами для возможности выключения боя отводом рычага с молотками влево от гонгов. При этом механизм боя включаться и работать будет, а молотки в отведенном положении будут спокойно лежать на рычаге.

Svt11 17.12.2015 11:46

С Янтарем я бы аообще не заморачивался, из чего сделать-дешевле будет донор купить...
А вообще гонги делаются из сплавов на основе латуни...


Спасибо за подсказку, но "сплав на основе ЛАТУНИ" это интересно. Латунь это сплав на основе МЕДИ. но всё равно спасибо.
у меня в одних часах калёная спираль (никак не может быть латунной) я и подумал, может приспособить что стальное.
брать донора для часов ценой 2000 руб как-то не хочется да и где ж его найдёшь.

Sashun 17.12.2015 13:02

Ну, скорее, не на основе латуни, а на основе, видимо, высокооловянистой кремнистой бронзы.

"Гонг (яв. , малайск. gong), тамтам — традиционный древнекитайский самозвучащий ударный музыкальный инструмент, принадлежит к металлическим идиофонам с неопределённой высотой звучания, обладает мрачным, грозным, зловещим тембром. Изготавливается из сплава, близкого бронзе. Инструмент ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ ДОЛГО ВИБРИРОВАТЬ ПОСЛЕ УДАРА, давая многократные волны нарастания и удаления звука и создавая таким образом впечатление колоссальной звуковой массы."

"Основным фактором, определяющим акустические свойства кремнистой колокольной бронзы, следует считать наличие в сплаве у' -фазы, позволяющей получить структуру с МИНИМАЛЬНЫМ УРОВНЕМ ВНУТРЕННЕГО РАССЕЯНИЯ энергии колебаний."

"Оптимальный состав колокольной бронзы определился уже тысячу лет назад — это 80 % меди и 20 % олова с разбросом соотношения 3 %. Именно при таком соотношении сплав, имея достаточную жесткость и прочность, обладает хорошими звуковыми качествами.
Неправильность в составе ведет к более быстрой порче колокола или к ухудшению акустических характеристик. Так, избыток олова делает колокол очень хрупким, но с более приятным звуком, а малое количество олова дает противоположный результат."

Kolab 18.12.2015 08:49

Формирование звука сильно отличается от формы звучащего предмета. Поэтому колокол, струна, гонг - вещи очень разные. Для часового гонга материал должен иметь пружинные свойства (особенно для коротких гонгов), от этого зависит сила звука, скорость затухания. Состав металла влияет на тембр. Сталь звучит тоже хорошо, в немецких часах встречается.

wizard75 30.01.2016 16:41

Цитата:

Сообщение от Sashun (Сообщение 3394801)
После этого круглым и плоским надфилями за пяток минут на стержнях были запилены шейки диаметром 1,8-2,0 мм (непринципиально) и выполнены конусочки длиной на ширину надфиля - около 6-8 мм (непринципиально).

Почему 1,8-2,0мм ? Я на своих намерял 1 мм диаметр шейки. У меня несколько гонгов под ремонт. Диаметры стержней есть 2,8 3,0 и 3,6мм и у всех у них диаметр шейки 1 мм. Увеличение диаметра как скажется на звучании?

Kolab 30.01.2016 21:01

Тонкая шейка звучит лучше, но и менее прочная, опасность поломки - больше. Для одного материала 1 мм допустимо ( по прочности) а для другого нет.

Sashun 30.01.2016 21:29

Цитата:

Сообщение от Kolab (Сообщение 3529725)
Тонкая шейка звучит лучше, но и менее прочная, опасность поломки - больше. Для одного материала 1 мм допустимо ( по прочности) а для другого нет.

Как по мне, так звукостержни с щейками диаметром 1,0 и 2,0 мм В КОРПУСАХ часов звучат одинаково. Хотя. допускаю, что тонкий музыкальный слух и способен уловить какое-то различие. Это же касается и длины конусов на звукостержнях.

Kolab 30.01.2016 21:46

Для меня, лучше - значит более мягкий, протяженный эвук Для кого-то может это и хуже:)

wizard75 31.01.2016 20:47

Цитата:

Сообщение от Sashun (Сообщение 3529766)
Как по мне, так звукостержни с щейками диаметром 1,0 и 2,0 мм В КОРПУСАХ часов звучат одинаково. Хотя. допускаю, что тонкий музыкальный слух и способен уловить какое-то различие. Это же касается и длины конусов на звукостержнях.

Это меня радует, можно обойтись без токаря, на хорошем наждаке можно будет конус сделать.

astra727 31.01.2016 23:11

Цитата:

Сообщение от wizard75 (Сообщение 3531798)
Это меня радует, можно обойтись без токаря, на хорошем наждаке можно будет конус сделать.

Там и надфилем 5 минут работать...

wizard75 01.02.2016 11:14

Цитата:

Сообщение от astra727 (Сообщение 3532183)
Там и надфилем 5 минут работать...

А если в ремонте 2 гонга от четверных и 4 от получасовых, надфиль не сотрете?

Sashun 01.02.2016 16:44

Цитата:

Сообщение от wizard75 (Сообщение 3532761)
А если в ремонте 2 гонга от четверных и 4 от получасовых, надфиль не сотрете?

Никак не сотрете - звукостержни у Вас, видимо, бронзовые - надфилей хватит лет на 10.
Я шейки делаю двумя надфилями - круглым запиливаю канавку глубиной 0.5 мм возле самой втулки до диаметра примерно 2 мм, а потом плоским от этой канавки запиливаю конус длиной, на глаз 8-10 мм. Хотя, в принципе, по моему мнению, этот конус не нужен, но многие говорят, что с конусом, якобы, звук имеет бОльшую длительность.
Безо всяких тисков и измерений, на глаз, - стержень на столе рукой придерживаю. 3-5 минут на 1 стержень ...

wizard75 01.02.2016 17:45

Цитата:

Сообщение от Sashun (Сообщение 3533391)
Никак не сотрете - звукостержни у Вас, видимо, бронзовые

Из какого сплава стержни так пока и не узнал. Везде по разному пишут, кто бронза, где то латунь, в одном источнике читал что там вообще спецсплав. Заметил только что у более старых часов стержни имеют жёлтый отенок, у последних янтарей ближе к белому. Есть четверные часы но гонга нет, никто не продает, только буржуи от 40 евро. Для меня дорого. Где бы купить или изготовить?

Sashun 01.02.2016 20:09

Цитата:

Сообщение от wizard75 (Сообщение 3533506)
Из какого сплава стержни так пока и не узнал. Везде по разному пишут, кто бронза, где то латунь, в одном источнике читал что там вообще спецсплав. Заметил только что у более старых часов стержни имеют жёлтый отенок, у последних янтарей ближе к белому.

Это, на мой взгляд, несущественно. От материала звукостержня зависит ДЛЯ ОБЫЧНОГО СЛУХА только продолжительность звучания при однократном ударе. Поскольку она, длительность, зависит ТОЛЬКО от коэффициента внутреннего трения материала или. проще, времени затухания колебаний. Оптимальный материал - кремнистая высокооловянистая бронза с 20% олова. Более изощренный слух может заметить различие в громкости отдельных обертонов.
Фактически же, гораздо больше зависит (как в рояле или скрипке) от ФОРМЫ корпуса и МЕСТА удара молотка по звукостержню.
Оно чем отличается рояль от пианино? Практически - только формой корпуса. Для непрофессионала звучание-то одинаковое - различие только в ВОЗМОЖНОЙ громкости - у рояля дека крупнее. По этой же причине напольные часы громче настольных - они крупнее :)

wizard75 01.02.2016 21:35

Вложений: 1
Сейчас попробовал восстановить гонг, 1 стержень был сломан, самый короткий. Шейку сделал 1,5 мм заводская была 1,0мм. На мой взгляд затухание звука незначительно быстрее, в сравнении с аналогичным рабочим гонгом. По звучанию пока трудно что то сказать пока от рабочих часов бой не услышу.

Цитата:

Сообщение от Sashun (Сообщение 3533798)
Оптимальный материал - кремнистая высокооловянистая бронза с 20% олова.

Купить её только проблема, торгаши по несколько метров не продают, им тоннами подавай.

Sashun 01.02.2016 22:31

Образцы звука разных гонгов - http://www.soundsnap.com/tags/clock_chimes .

wizard75 02.02.2016 18:10

Может быть, кто сможет подсказать. Подойдет ли гонг от Hermle B226.00170 (https://www.cousinsuk.com/product/co...ck-sets-hermle) для четветного янтаря? Судя по фото параметры близкие. Может кто то имеет опыт в этом вопросе?

------- ДОБАВЛЕНО ЧЕРЕЗ 12 МИН --------

Цитата:

Сообщение от OddyRash (Сообщение 3396490)
Sashun, Всё сделал по пропорциям, но из латунной паяльной проволоки.

Подскажите пожалуйста, какой диаметр латунной проволоки использовали?

OddyRash 02.02.2016 19:04

Цитата:

Сообщение от wizard75 (Сообщение 3535727)
какой диаметр латунной проволоки использовали?

2 мм. Из неё-же вил цепи к напольному Янтарю. Купил сразу 10 метров на строительном рынке.

wizard75 04.02.2016 11:56

Подскажите пожалуйста, стержни для гонга изготовить из электрода по бронзе (ОЗБ-2М) кто то пробовал? В нём меди около 90%. С проволокой бронзовой проблемка купить несколько метров негде.

Dennica 27.02.2016 10:00

Вложений: 8
Всем доброго времени суток.
В общем решился я таки на ремонт боя часиков "Весна" (были отломаны два звукостержня). Сел с утречка и не торопясь начал. За основу взял тех процесс топик стартера (очень помог к слову). Вынул из корпуса всю конструкцию к которой крепятся звукостержни и тут же столкнулся с тем, что у меня втулки для крепления стержней не впрессованы, а просто вкручены. С одной стороны это безусловно хорошо - ибо не нужно ничего выбивать из основания, но с другой стороны в голове возник вопрос: - Как же тогда запрессовывать в них звукостержни (у топик стартера это происходило путем зажима втулки в тисках). Ну да ладно, выкрутил втулки, расточил немного отверстие под отвертку и высверлил отверстие до остатка звукостержня. Под рукой был небольшой кусок стальной проволоки милиметровки - ей и выбивал огрызки. Втулки при этом вкрутил в основание, а последнее закрепил в тисках. Прям с кондачка однако выбить не получилось...крепко на первый взгляд сидели огрызки во втулках, калечить втулки не стал, а просто капнул буквально на кончике иголки силиконового масла в высверленное отверстие и проблемы решилась - все вышло относительно легко и хорошо. Длинна "огрызка" к слову тоже составила 9 мм. Запрессовку звукостержней тоже решил делать с маслом(тоже буквально капелька)все прошло отлично. Делал так - стержень зажимал в тисках оставив около 4 мм торчать смазал маслом и не торопясь насаживал втулку и так до упора. Токарного станка под рукой не оказалось, поэтому конус спиливал напильником (размерность старался соблюдать).
Вот так в течении пары часов (делал все впервые) у меня все получилось.
Большая благодарность топик стартеру ибо без его поста не взялся бы за сие.

astra727 28.02.2016 01:15

Обе операции пошли бы ГОРАЗДО легче, если бы перед выпрессовкой-запрессовкой вы сильно нагрели латунные втулки /даже с обломками стержней/- латунь втулки расширяется НАМНОГО больше металла стержня, он выходит легче... А в качестве оправки для выпрессовки-запрессовки очень удобно использовать плашку с соотв. резьбой или в крайнем случае гайку- в них заворачиваем втулку до упора, зажимаем все вместе в тиски и выбиваем-забиваем...Если нет тисков-кладем на железку с соотв. внутренним диаметром.
При вкручивании втулок со стержнем в основание для более плотной посадки и отсутствия дребезга звука основание нагеваем, втулки-в морозилку. Тянем до упора как можно сильнее. Впоследствии для выкручивания непосрдственно перед этим втулки с основанием на полчаса в морозилку-вывернется легенько отверткой...

OddyRash 28.02.2016 09:40

http://forum.watch.ru/showthread.php...83%D0%BD%D0%B8

Artwork 23.05.2016 17:50

Парни. Все ваши советы поучительны, полезны и интересны. Но как быть тут. У Густав Беккера струны-отличаются по составу от струн янтаря. А проблема та же. Слом струны. Что и как делать? Может есть различия?

Vasiliy K 23.05.2016 20:57

Да, по идее, принцип у всех одинаков...

Klynord 11.04.2017 21:22

Цитата:

Сообщение от OddyRash (Сообщение 3396490)
За то, мой "Янтарь" получил неповторимый бас, по которому соседские домохозяйки укладывают спать своих детей, не только в моём, но и в соседних подъездах. Бой слышен через 5 перекрытий и стен.

:D
OddyRash, вы как-то выкладывали видео заправки пружины в барабан по моей просьбе. А можна попросить вас видео с боем вашего Янтаря снять.


Часовой пояс UTC +3, время: 22:52.

© 1998–2024 Watch.ru