Форум о часах
Вернуться назад   Часовой форум Watch.ru > Ремонт часов, обслуживание часов > Статьи и литература о ремонте часов
Регистрация | Забыли пароль?

Статьи и литература о ремонте часов

Ответ
 
Опции темы
  #1  
Старый 16.01.2011, 15:59
Аватар для Augusta
Augusta Augusta вне форума   Автор этой темы
Moderator
 
Регистрация: 25.10.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 2,977
Сказал(а) спасибо: 3,208
Поблагодарили 3,641 раз(а) в 1,396 сообщениях
Декорирование и отделка механизмов.

Рассуждения по поводу декорирования и отделки механизмов.

Андрей Бабанин ( на oClock.info )


С давних времен часовые мастера уделяли большое внимание украшению механизма. Поверхности тщательно обрабатывались, винты чернились, а стальным деталям придавался особый блеск. Нередко в мостах и платине делались пропилы разных форм – такие механизмы назывались скелетонами. Широкое распространение в прошлом получила декоративная гравировка. Дополнительная обработка механизма и сегодня весьма популярна, тем более, что помимо эстетической, у нее есть и практическая сторона: обработанная должным образом поверхность задерживает пыль, не позволяя ей попасть в масленки камневых опор.


Модификация, отделка, декорирование, украшение – все это различные термины, используемые для описания «конечной» (итоговой) обработки механизмов высокого качества. В большинстве случаев ей подлежат платинка, сектор автоподзавода, а также мосты – ангренажный, автоподзавода и заводного барабана. Преимущества модифицированного механизма не вызывают сомнений: будучи дополнительно обработанным на часовой фабрике, он приобретает новые черты, которых нет у базового, собранного из стандартных деталей. Многие известные производители часов выпускают модели с прозрачной задней крышкой, чтобы дать людям возможность оценить изящество работы и полюбоваться красотой часового механизма.

Зачем это нужно?

Рассмотрим подробнее различные способы обработки механизмов, а также определим ценность каждого из них. Из четырех технологий, используемых современными производителями придать механизмам привлекательный внешний вид, только полировка может являться критерием качества обработки деталей. Оставшиеся три: воронение стальных винтов, гравировка на секторе автоподзавода, нанесение позолоты на поверхности могут являться признаками хорошего механизма, но они используются практически повсеместно и стали чуть ли не обязательными. Почти всякий, кто использует в наши дни механизм ЕТА 2892-A2, гравирует и золотит ротор, многие также воронят винты.

Выделим критерии определения качества финишной обработки механизма:

1. Поверхности мостов могут быть грубо отшлифованы (в очень дешевых механизмах), позолочены или (в лучших механизмах) родированы. Перед нанесением покрытия на мосты высококачественных механизмов наносят различные узоры. Наиболее распространенным узором являются полоски Женевы (Cotes de Geneve) или менее дорогое жемчужное зернение (Perlage) - перекрывающие концентрические круги. Мосты лучших механизмов имеют очень хорошо отшлифованные поверхности, скошенные углы (anglage), утопленные винты с отполированными головками. Такую обработку называют молдингом (oeil de perdrix). Покрытие должно быть почти белым, не желтым или серым, без пятен и царапин. Зазоры между мостами должны быть равномерными.
2. В порядке улучшения качества винты должны быть: с полировкой плоскости, с полировкой плоскости и скошенных углов (угол между отполированной поверхностью и воронеными боковинами); полировка плоскости, скошенных углов: внешних и в шлице. Головки винтов должны быть строго на одном уровне с поверхностью моста (исключая винты, функционально выступающие над мостом - например, винты балансового регулятора). Посадочные поверхности под винты в хороших механизмах также тщательно шлифуются и полируются.
3. Все видимые стальные части (храповое колесо, рычаг регулятора, и т.д.) должны быть отполированы, причем в лучших механизмах полировка должна быть "черной", дающая глубокую блестящую отделку. Плохо отполированные поверхности кажутся серыми. Результатом качественной полировки является полное отсутствие отметин и неравномерности поверхности. В лучших механизмах поверхность таких деталей дополнительно воронится, а их углы скругляются.
4. Очень важна обработка заводных и ангренажных колес. В порядке улучшения качества: заводные колеса со спиралевидным узором (или любым другим, выходящим из центра колеса); заводные колеса со спиралевидным рисунком, с зубьями со скошенной отполированной поверхностью; узор в виде лучиков, выходящих из центра колеса, заканчивающихся чуть-чуть не доходя до края колеса, зубья колеса скошены; обработка "diamante" - муаровая поверхность со скошенными зубьями.
5. Можно придать механизму более законченный вид установкой высококачественных камней. Камни должны быть хорошо впрессованы или закреплены. Предпочтительней камни более темного цвета и более прозрачные. В синтетических рубинах, производящихся в наше время, цвет определяется количеством оксида хрома, добавленного в оксид алюминия, прозрачность же определяется чистотой компонентов. Когда камень установлен непосредственно в платину или мост (фрикционное соединение), он находится в отверстии с завальцованными краями (decouverture), которые должны быть тщательно отполированы (это улучшает прозрачность камня). Камни также могут быть установлены в шатоны. Вместо того, чтобы камень запрессовать в отверстие, просверленное в плате, он запрессовывается в кольцо (шатон, часто изготовленный из золота), которое, в свою очередь, привинчивается к мосту. Форма камней, форма отверстий в камнях, использование камней в парах (сквозной + накладной или комбинированный) также важны в определении качества механизма. Но большей частью эти параметры влияют на функциональность, чем на качество обработки. Вместо рубина в качестве накладного камня можно использовать алмаз. Например, как в нашем морском хронометре МХ-6.
6. Скрытые части механизма (при осмотре механизма в корпусе, со снятой задней крышкой) должны быть также тщательно обработаны, как и видимые поверхности. Обработка участков платины, находящихся под циферблатом, движущихся частей встречается лишь в высококачественных механизмах.
7. Гравировка слов и номеров на мостах механизма должна быть однородной, с четкими краями, одинаковой глубины. Декоративная гравировка (орнамент) поверхности моста влечет за собой большое количество ручной работы. Такой орнамент, безусловно, улучшает привлекательность механизма. Лично я нахожу это малопривлекательным и излишним в хорошо отделанном механизме. Орнамент зачастую отвлекает от восприятия функциональности механизма.

По-настоящему прекрасные механизмы, которые я затронул выше, имеют при внешнем осмотре простой вид без изъянов. Совершенный цвет, блеск, видимые невооруженным взглядом, придают механизму безукоризненное качество. Такой внешний вид - результат множества тонких операций.
Как я сказал выше, оценка качества обработки механизма (или качество дизайна и сборки механизма, хотя это уже другая тема) может быть приобретена только при обучении - путем простого осмотра механизмов. Невооруженный глаз, или глаз, вооруженный лупой 4Х или 10Х - в любом случае воскресит различные аспекты оценки финишной обработки и качества механизмов, так необходимые часовому мастеру.

Со временем, с просмотром действительно прекрасных механизмов, можно разработать стандарт. Среди существующих производителей, только Patek, Audemars, Lange, Jaeger Le Coultre и Breguet стоят в стороне, оставаясь верными высочайшим стандартам эстетической обработки механизмов. Большинство остальных мануфактур более прагматично, и направляет свои силы исключительно на создание качественных механизмов. Интересным примером может послужить IWC, использующая механизмы JLC, обрабатывая их по более низким стандартам.

В заключение хочется отметить, что на сегодняшний день очевидно, что вороненые винты, позолоченные поверхности или гравированный сектор не могут являться залогом хорошо обработанного механизма. В сегодняшних условиях рынка, с возрастающими знаниями о механических часах, такие дешевые усилия по улучшению внешнего вида механизма становятся распространенными. Интересно, что теперь производители часов нам откроют для просмотра сквозь прозрачную заднюю крышку.



Скелетон с гравировкой.

Наиболее сложная обработка механизма. Изначально в определенных местах путем фрезерования делаются отверстия, которые дают возможность наблюдать за работой механизма. После этого поверхности гравируются, причем в дорогих моделях гравировка производится вручную. Обычно гравируются мосты, платина, сектор автоподзавода, отдельные колеса, заводной барабан. Надо заметить, что это самый непрактичный способ обработки. В угоду красоте ухудшаются прочностные свойства мостов, платин.


Гильоше. (Guilloche) Обычно в дорогих моделях гильошируют сектор автоподзавода, а иногда и мосты. Гильоше чем-то сродни гравировке, отличием является лишь способ нанесения канавок резцом. Рисунок наносят на специальных гильоширных машинах, которые бывают поступательными и вращательными. Во вращательных используют насадки типа розы, солнышка или ромба для нанесения всевозможных узоров.

В часах обычно применяют следующие узоры: guilloche soleil ou grene - - гильоше «солнце и зерно» (Frank Muller), grenadier-type circular guilloche - гильоше с гравировкой (Jaeger-Le Coultre), rayonne - "солнечные лучи" (Harry Winston).

Необходимо отметить, что часто встречается псевдогильоше. В одном случае заготовку прессуют, получая на ней выдавленный замысловатый рисунок, в другом случае используется готовый штамп, который делает бороздки, сходные с гильоше, однако качество такого метода значительно хуже.

Soleil decorated («круговые солнечные лучики»). «Лучики» наносятся путем обычного шлифования. При этом получаются царапинки, исходящие из центра в разные стороны. Такой прием используется преимущественно при обработке сектора автоподзавода, заводных колес. Для нанесения мелких штриховых линий используются мелкозернистые шлифовальные круги или деревянные круги с нанесенными на них различного рода шлифовальными пастами.

Colimaconnage (крацевание) также позволяет получить рисунок «солнечные лучики». Отличие от предыдущего метода лишь в способе нанесения - царапинки получаются более мелкие и более частые. В данном случае используется крацовка, как в способе с простой обработкой щеткой.

Материалы, применяемые для изготовления мостов механизмов:
Чаще всего в часовом деле для изготовления платин и мостов применяется латунь – сплав меди и цинка. Детали получаются достаточно крепкими, хорошо поддаются механической обработке, золочению и анодированию. Применять сталь для изготовления платин непрактично, т.к. она подвержена намагничиванию и коррозии. Получили распространение и другие материалы: "немецкое серебро" (сплав меди и цинка с добавлением 12-25% никеля) и глюсидур (антимагнитный сплав меди и 1-2 % бериллия). Глюсидур по твердости не уступает стали, он хорошо полируется и нейтрализует окисление, однако высокая цена не позволяет часто его использовать.







Наиболее популярные приемы декорирования механизмов:




Простая матовая обработка – производится лишь чистовая шлифовка мостов с последующим нанесением покрытия. Такая обработка скрывает мелкие незашлифованные неровности на мостах. Она вполне достаточна для качественного механизма, однако не вызывает положительных эмоций.



Простая обработка щеткой. Крацевание – это процесс царапанья полированной поверхности детали проволочной щеткой с гофрированными «щетинками». При этом царапинки располагаются параллельно по всей поверхности моста. Механизм, обработанный подобным образом, удобен в обслуживании, т.к. царапины, оставленные инструментом на мостах во время ремонтов не так бросаются в глаза.



Cotes de Geneve («женевские волны»). Одно из наиболее часто используемых украшений, имеющее еще одно – поэтическое – название – «женевские ребрышки». Это узор из параллельных волнообразных полосок, которые очень эффектно «играют» на свету, выполненный с помощью специального станка. Обычно наносится на сектор автоподзавода и мосты. Есть вариант «волн» Glashutte (для часов Lange). Seiko в новом механизме Kinetic Spring Drive использовала аналог «женевских волн» – их можно назвать «токийскими».



Cotes Circulares («круговые волны»). Аналогичны «женевским», но расположены в виде концентрических полос. Наиболее часто такой рисунок наносят на сектор автоподзавода ввиду его полукруглой формы.



Anglage («скошенные углы»). Данный вид обработки позволяет устранить острые углы, которые могут поцарапать другие части механизма при сервисном обслуживании часов, придают ему «благородную» форму» и в целом делают его более изящным. Достаточно часто скошенные углы полируют.



Circular graining («круговое зернение»). Наносится с помощью вращающегося инструмента с закрепленным на конце куском дерева или пробки. Различается порядком нанесения окружностей и их диаметрами. Как вариант встречается Vagues de Geneve («зерновая обработка в женевском стиле»), Perlage («жемчужное зернение»). Такое решение удачно маскирует следы неаккуратного обращения с деталями во время сервисного обслуживания часов.

Андрей Бабанин
21.04.2005

http://www.oclock.info/forbuyers/art...id=16&aid=1169
Ответить с цитированием
Эти 34 пользователей сказали Спасибо! Augusta за это сообщение:
abit (18.01.2011), aleksej3114 (16.01.2011), Alleksandr (24.11.2017), Baggio (17.01.2011), belecky (22.03.2013), Diarov (11.10.2018), gromm (22.01.2011), Holmes (20.02.2013), ivanko (21.02.2011), katolik (16.01.2011), kostya (17.01.2011), kremen (16.01.2011), Mafia manufacture (16.01.2011), MD (22.01.2011), MOCKBA (16.01.2012), Neurohirurg (16.01.2011), Onegin in Breguet (16.06.2017), popeye (16.01.2011), sergey f (22.01.2011), strpol (19.01.2015), tapoka (16.01.2011), Trops (20.01.2011), tuwi (31.03.2012), Uchenik (28.08.2013), Victor Lebedev (30.04.2011), Vladi19 (10.08.2018), Yura2011 (12.05.2012), Zmeelov77 (20.02.2015), Андрей Крукович (16.01.2011), Механик (17.01.2011), полярник (22.01.2011), Сыромятников Александр (16.01.2011), Тарас Кучеренко (22.01.2011), Юрий К. (16.01.2011)
  #2  
Старый 16.01.2011, 21:44
Аватар для popeye
popeye popeye вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 02.03.2006
Адрес: Miami, FL
Сообщений: 867
Сказал(а) спасибо: 310
Поблагодарили 628 раз(а) в 329 сообщениях
Мне очень нравится розовый цвет гальванического медного покрытия на классических калибрах Омеги. Интересно, почему медь на них не окисляется и мосты и платины не меняют свой цвет в течении очень многих лет.
Ответить с цитированием
  #3  
Старый 16.01.2011, 22:14
Аватар для Сыромятников Александр
Сыромятников Александр Сыромятников Александр вне форума  
Moderator
 
Регистрация: 08.09.2006
Адрес: Москва/Питер/Иркутск+ МИНСК
Сообщений: 15,040
Сказал(а) спасибо: 1,733
Поблагодарили 4,146 раз(а) в 1,352 сообщениях
у JAEGER есть обработка - по типу лучей солнца..
у нее есть название?
Ответить с цитированием
  #4  
Старый 17.01.2011, 20:20
Аватар для Mikhail1971
Mikhail1971 Mikhail1971 вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 27.08.2009
Адрес: Украина/UA/Винница
Сообщений: 1,190
Сказал(а) спасибо: 254
Поблагодарили 603 раз(а) в 357 сообщениях
Называется - лучение.
Ответить с цитированием
  #5  
Старый 18.01.2011, 18:07
Аватар для twou
twou twou вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 17.03.2010
Адрес: Россия
Сообщений: 239
Сказал(а) спасибо: 49
Поблагодарили 76 раз(а) в 53 сообщениях
Цитата:
Сообщение от popeye Посмотреть сообщение
Мне очень нравится розовый цвет гальванического медного покрытия на классических калибрах Омеги. Интересно, почему медь на них не окисляется и мосты и платины не меняют свой цвет в течении очень многих лет.
Присоединяюсь к вопросу ( я всегда думал, что это розовое золото).
Ответить с цитированием
  #6  
Старый 22.01.2011, 16:04
Аккаунт удален
 
 
Сообщений: нет данных
А информация откуда, что гальваника 100% медная?
Ответить с цитированием
  #7  
Старый 22.01.2011, 18:12
Аватар для popeye
popeye popeye вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 02.03.2006
Адрес: Miami, FL
Сообщений: 867
Сказал(а) спасибо: 310
Поблагодарили 628 раз(а) в 329 сообщениях
Цитата:
Сообщение от von Schtirlitz Посмотреть сообщение
А информация откуда, что гальваника 100% медная?
Ну, не от Омеги, конечно-же.
Где-то, не помню уже где, я не раз читал об этом. Кроме того, в обзоре калибров Constellation, что я разместил в этом разделе, есть такой параграф:

"Части Омеги изготовлялись из твердого и стойкого сплава бронзы и бериллия. Соглано анализу проведенному Робом Беркавичюсом и Полом Делюри в металлургической лаборатории в Аделаиде, сплав на основе меди содержал 2.25% бериллия - эта комбинация хорошо проявляет себя в процессе закалки и отпуска и дает невероятно крепкий материал с отличной износоустойчивостью. В результате анализа они же открыли, что розовый цвет калибру придает чистая медь нанесенная на части механизма с помощью гальванизации".
Ответить с цитированием
  #8  
Старый 23.01.2011, 10:22
Аккаунт удален
 
 
Сообщений: нет данных
Возможно я не прав, но имеются сомнения, что гальваника медная:
1) Для сервиса ме-ма швиссы рекомендуют ядрёные растворы типа Rubisol, F 45 и пр., которые наверняка окислили бы медь. Старинные, латунные платы и мосты в них покрываются патиной, а Омеге хоть бы хны. Медь бы окислилась.
2) Эти два шпиона, анализировавшие омеговский сплав, заметили, что над сплавом проводили термическую обработку(на счёт закалки это вряд ли, цветмет можно либо нагартовать, либо отпустить), но благодаря подобранной температуре можно образовать устойчивую окисную плёнку.
3) Возможно, что ме-м гальванирован красной голдой. Ну очень похоже. К тому же этот вариант надёжен и совсем не дорог (примерно 0,2гр. в 585).
4) А может PVD? Делали его в те года?
Ответить с цитированием
  #9  
Старый 23.01.2011, 19:53
Аватар для popeye
popeye popeye вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 02.03.2006
Адрес: Miami, FL
Сообщений: 867
Сказал(а) спасибо: 310
Поблагодарили 628 раз(а) в 329 сообщениях
Вот нашел статью тех самых шпиёнов - http://members.iinet.net.au/~fotoplot/rgold/rgold.html
Для анализа использовались мосты произведенные между 1931 и 1975 годами. Там есть заключение аналитической лаборатории и я его перевел на скорую руку.

"Образец каждой часовой части был замонтирован в специално подготовленное пластиковое крепление для того, чтобы их можно было сравнить друг с другом. Крепление было отполировано и изучено под микроскопом с увеичением до 670-крат. В дополнение, полировананные фрагменты были протравлены 50% азотной кислотой для выяснения их микроструктуры.
Все часовые части (серийные номера 1065, 1887, 2939, 3262 и 3579) имеют подобный состав - основа, похожая на бронзу, покрытую тонким слоем меди. Бронзовая основа имеет необычную твердость и вероятно сделана из бериллиевой бронзы содержащей 2.25% бериллия. Такой сплав можно подвергать temper-hardening (закалке с отпуском?), в целях получения особой твердости после соответствующей обработки. Полная идентификация потребует электронно-зондового микроанализа.
Медное покрытие имеет толщину до 5 микрон, но в большинстве случаев менее 1 микрона; самое тонкое на детали с серийным номером 3579, поэтому эта часть выглядит менее окрашенной нежели другие. Присутствие золота не обнаружено."
Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо! popeye за это сообщение:
Trimsurface (10.08.2018)
  #10  
Старый 10.08.2018, 20:52
Trimsurface Trimsurface вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 14.08.2015
Адрес: Moscow
Сообщений: 6
Сказал(а) спасибо: 9
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Цитата:
Сообщение от Augusta Посмотреть сообщение
Интересная статья : "Узор времени"

http://robbreport.ru/article/?articleid=561&rubricid=5
Что там было? А то статьи уже нет(
Ответить с цитированием
Ответ

Опции темы

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Фото механизмов: Alex-28 Maurice Lacroix 23 08.08.2014 21:59
Отделка механизма KDV О часовых механизмах 39 24.03.2009 22:11
Подделки механизмов ETA? Ego Подделки часов, "копии часов" 9 24.10.2008 19:39
Отделка "Рисовые поля" Akira Ремонт часов и обслуживание 2 12.11.2007 01:33


Часовой пояс GMT +3, время: 21:32.

Google Analytics