Уголок яйцеловов. Обсуждаем, чиним, хвастаемся находками - Страница 256 - Часовой форум Watch.ru
 
Вернуться назад   Часовой форум Watch.ru > Российские часы > Электроника
Регистрация | Забыли пароль?

Электроника

Форум о часах Электроника.
Текущий рейтинг темы — 
Ответ
 
Опции темы
  #2551  
Старый 16.10.2024, 06:29
Igor427 Igor427 вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 23.07.2017
Адрес: Житомир/Москва/Нью-Йорк
Сообщений: 45
Сказал(а) спасибо: 16
Поблагодарили 30 раз(а) в 10 сообщениях
Игра ИМ-12 «Винни Пух» и немного занимательной археологии (часть первая)

Все мы знаем и видели эту игру со сменными картриджами. Вот и у меня какое-то время назад завелась такая и я решил немного поинтересоваться историей и картриджами.

Советская игра, очевидно, сделана по мотивам Нинтендо “Game & Watch Panorama” (вот ссылка на обзор: https://youtu.be/2OQwFRF_-B0 ), но вот внутри игра конструктивно отличается.

Оригинал короче и не такой массивный. Связанно это с тем, что там не только нет сменного картриджа (а значит и разъема), но и вся «начинка» расположена под зеркалом и соединяется c ЖКИ гибким шлейфом, ну а в игре «Винни Пух» все внутри картриджа. При этом ПЗУ программ, которое прочитал MilanSK идентично оригиналу, т.е. игре Donkey Kong Jr. Panorama Screen на Sharp SM511, а вот ЖКИ "Винни Пух", очевидно, оригинальный, а также чуть отличается расположение контактных площадок для "засвечивания" фоновых элементов.

Собственно и получился «Винни Пух» из-за этого массивнее и длиннее.

Кроме того, ЖКИ там достаточно сложный, с мультиплексом x4 и контактами с обеих сторон. Нинтендо "пробросило" сигналы на другую сторону сделав своебразный "бутерброд" из двух ЖКИ, лежащих один на другом и соединеннх с одной стороны через зебру. Один из них обычный "показывающий", а вот второй (вероятно, незаполненный), просто соединяет контактные площадки на втором шлейфе с показывающим индикатором (из приложенных фотографий, думаю, будет понятно). Ну а в Винни Пухе пришлось "обходить" ЖКИ по плате что слегка увеличило ширину.

Мне известны два варианта исполнения картриджа - "Ангстремовский", на КБ1515XM3-2 и, соответсвенно "Винницкий", на безкорпусном КБ1579XM3-2, Как видно на фото, платы практически идентичные, хотя Ангстремовская выглядит гораздо более аккуратно.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Winnie-Donkey (Small).jpg
Просмотров: 232
Размер:	75.1 Кб
ID:	3765138   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Donkey (Small).jpg
Просмотров: 238
Размер:	92.1 Кб
ID:	3765139   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Donkey-Top-LCD (Small).jpg
Просмотров: 184
Размер:	57.7 Кб
ID:	3765141   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Winni_Angstrem (Small).jpg
Просмотров: 184
Размер:	95.3 Кб
ID:	3765143   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Winnie_Oct.JPG
Просмотров: 182
Размер:	44.8 Кб
ID:	3765144   Нажмите на изображение для увеличения
Название: KB1579XM3_back (Small).jpg
Просмотров: 164
Размер:	93.2 Кб
ID:	3765146   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Winnie_the_Pooh (Small).jpg
Просмотров: 193
Размер:	124.3 Кб
ID:	3765147  
Ответить с цитированием
Эти 6 пользователей сказали Спасибо! Igor427 за это сообщение:
Bordgia (16.10.2024), eir139 (17.10.2024), max-73 (20.10.2024), MilanSK (17.10.2024), Rebus7 (27.10.2024), Андрей Бабанин (16.10.2024)
  #2552  
Старый 16.10.2024, 07:22
Igor427 Igor427 вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 23.07.2017
Адрес: Житомир/Москва/Нью-Йорк
Сообщений: 45
Сказал(а) спасибо: 16
Поблагодарили 30 раз(а) в 10 сообщениях
Игра ИМ-12 «Винни Пух» и немного занимательной археологии (часть вторая)

Вторую часть мне хотелось бы начать с благодарности MilanSK, который прочитал ПЗУ игр и помог разобраться во всей этой истории.

По описанию известно четыре ЖКИ для этого типа игр (ИЖМ31-52, ИЖМ32-54, ИЖМЗЗ-43, ИЖМ34-40), соответственно «Винни-Пух», «Сказка». «Стройка», «Летняя школа». Но вот "засветились" только «Винни Пух» и «Сказка», причем автор фотографий игры «Сказка», к сожалению, пропал и больше не доступен.

Наверное, многие видели объявление на OLX.ua о том, что продаются процессоры к игре "Винни Пух" (https://www.olx.ua/d/obyavlenie/igra...2-IDsNbiq.html). Вряд ли сам по себе процессор имеет какую-то ценность, но вот Милану удалось прочитать ПЗУ!

Как выяснил Милан, прошивка один-в-один совпадает с "Mario's Cement Factory Tabletop". Причем собственно у Нинтендо игры в формате, похожем на Винни Пух никогда не было, а был только вот этот "Tabletop" вариант (он на фото - здоровая такая бандура).

И вот тут совершенно случайно в остатках ремонтной мастерской завода "Октябрь" в Виннице нашлись платы ( в основном из под Винни Пуха, но одна из под Стройки)!

Так что вскоре у меня оказалась плата, то очень захотелось восстановить и работающую игру. Вот только второго чуда не случилось и ЖКИ к игре найти так и не удалось. Но так как ЖКИ судя по иллюстрации отличается от оригинала только локализованными надписями, то я решил взять в качестве донора ЖКИ от Нинтендо и собрать все вместе ... и все заработало!

Несколько интересных фактов:

- Посмотрите на фото платы, видите эти многочисленные межслойные переходы? Разводка, очевидно, намного сложнее чем в игре "Винни Пух". Секрет прост в "оригинале" процессор стоит зеркально (там же совершенно другой конструктив), а вот в реплике пришлось делать сложную разводку

- Паять безкорпусный процессор с алюминиевыми выводами то еще удовольствие и я очень сомневаюсь в стабильности результата (не очень понятно, в чем отмывать агрессивный флюс) ... но в крайнем случае у меня есть процессор из донора-оригинала

- ЖКИ в этой огромной настольной бандуре оказался чуть меньше, чем в "Винни Пухе" (на 3 мм по высоте и почти на 6 по длине). Визуально это не принципиально, но пропорции чуть изменили пропорции, а это привело к тому, что площадки ЖКИ в некоторых группах сдвинули (шаг там тот же). Так что пришлось чуть порезать плату, ну и напечать пластмассовую вставку для чуть меньшего ЖКИ.
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: LCD_Winnie_Leaflet.jpg
Просмотров: 176
Размер:	73.8 Кб
ID:	3765149   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Skazka-Cartridge.jpg
Просмотров: 213
Размер:	85.9 Кб
ID:	3765150   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Tabletop_View (Small).jpg
Просмотров: 214
Размер:	77.6 Кб
ID:	3765151   Нажмите на изображение для увеличения
Название: LCD_Strojka.JPG
Просмотров: 186
Размер:	39.4 Кб
ID:	3765152   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Board_Strojka_CPU.jpg
Просмотров: 219
Размер:	290.3 Кб
ID:	3765153   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Front_View (small).jpg
Просмотров: 172
Размер:	316.4 Кб
ID:	3765158   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Screen_Strojka (small).jpg
Просмотров: 233
Размер:	377.6 Кб
ID:	3765159   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Winnie_vs_Strojka (Small).jpg
Просмотров: 193
Размер:	80.6 Кб
ID:	3765161  
Ответить с цитированием
Эти 7 пользователей сказали Спасибо! Igor427 за это сообщение:
eir139 (17.10.2024), jerkyboy (18.10.2024), max-73 (20.10.2024), MilanSK (17.10.2024), Rebus7 (27.10.2024), siealex (17.10.2024), Андрей Бабанин (16.10.2024)
  #2553  
Старый 27.10.2024, 20:32
Rebus7 Rebus7 вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 15.03.2015
Адрес: Москва
Сообщений: 39
Сказал(а) спасибо: 11
Поблагодарили 19 раз(а) в 13 сообщениях
Здравствуйте! Каким клеим соединить отколотый угол экрана ЖКИ с дорожкой чтобы восстановить еще проводимость?
Ответить с цитированием
  #2554  
Старый 29.10.2024, 17:26
Igor427 Igor427 вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 23.07.2017
Адрес: Житомир/Москва/Нью-Йорк
Сообщений: 45
Сказал(а) спасибо: 16
Поблагодарили 30 раз(а) в 10 сообщениях
Цитата:
Сообщение от Rebus7 Посмотреть сообщение
Здравствуйте! Каким клеим соединить отколотый угол экрана ЖКИ с дорожкой чтобы восстановить еще проводимость?
Это какой-то супер-уникальный ЖКИ? Было бы хорошо увидеть фото или хотя бы узнать от чего. Дело в том, что эта зона прижата резинкой и механически нагружена т.е. просто восстановить дорожку контактным клеем скорее всего не получится.

То, что работало у меня - это приклеить тонкий проводок (жилка из МГТФ) токопроводящим клеем, сверху залить эпоксидкой, отрезать в этом месте токопроводящую резинку (там где капля эпоксидки) и припаять с другой стороны платы.

Сложно, требует специфичных навыков и имеет смысл только если других вариантов нет. И, конечно, проверьте, что цел межслойный переход - по углам обычно общие выводы.
Ответить с цитированием
Эти 3 пользователей сказали Спасибо! Igor427 за это сообщение:
max-73 (22.04.2025), Rebus7 (29.10.2024), siealex (31.10.2024)
  #2555  
Старый 08.12.2024, 06:16
Igor427 Igor427 вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 23.07.2017
Адрес: Житомир/Москва/Нью-Йорк
Сообщений: 45
Сказал(а) спасибо: 16
Поблагодарили 30 раз(а) в 10 сообщениях
Игра ИМ-12 «Винни Пух» и немного занимательной археологии (часть третяя и, наверное, последняя))

Прошло уж почти два месяца с того момента, как я написал предыдущую заметку про игру "Винни Пух" и не только.

Решил добавить несколько замечаний и дополнений.

- Начну с того, что ПЗУ у игры "Стройка" (Mario's Cement Factory Tabletop), которые прочитал Милан (MilanSK) все-таки чуть отличаются от оригинала. Основное отличие - это "затертый" коирайт "MITSURU YOSHIDA NINTENDO" и несколько отличий в единичных битах непонятного назначения - тут есть, конечно, вероятность, что и у Нинтендо было несколько версий.

- А вот ПЗУ игры "Винни Пух" индентично оригиналу (Donkey Kong Jr. ) за исключением, возможно нескольких байтов в ПЗУ мелодий.

- Вы наверное заметели, что изображение на моих предыдущих фото двоится - собственно, причина понятна - отражение от передней поверхности стекла и от задней зеркальной. А вот что интересно, то это то, что "на глаз" в игре это совершенно не заметно - похоже, что эффект этот достаточно часто встречается и мозг просто "фильтрует" двойную картинку, а вот на фото это видно очень хорошо. Сделал более качественные фото через зеркало с внешней амальгамой.

- Ну и последнее - за это время нашлись родные ЖКИ для игры "Стройка". К сожалению, долгие годы где-то на развалинах завода "Октябрь" не пошли ЖКИ на пользу и ни одно из доставшихся мне стекол полноценно не заработало. Так что пришлось оставить "буржуйский" оригинал. В приложении - скан стекла, как видно отличия только в руссифицированной надписи "игра" и чуть-чуть растянутой по ширине картинке (что видно, только при наложении изображений)
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: LCD-Top_HK (Medium).jpg
Просмотров: 211
Размер:	452.6 Кб
ID:	3786498   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Winnie (Medium).jpg
Просмотров: 208
Размер:	409.8 Кб
ID:	3786501   Нажмите на изображение для увеличения
Название: Strojka (Medium).jpg
Просмотров: 186
Размер:	334.6 Кб
ID:	3786502  
Ответить с цитированием
Эти 6 пользователей сказали Спасибо! Igor427 за это сообщение:
Edun (08.12.2024), jerkyboy (20.12.2024), max-73 (08.12.2024), MilanSK (08.12.2024), siealex (09.12.2024), Андрей Бабанин (08.12.2024)
  #2556  
Старый 22.04.2025, 13:37
rumod rumod вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 01.05.2017
Адрес: Зеленоград
Сообщений: 24
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили 40 раз(а) в 16 сообщениях
Цитата:
Сообщение от Igor427 Посмотреть сообщение
- А вот ПЗУ игры "Винни Пух" индентично оригиналу (Donkey Kong Jr. ) за исключением, возможно нескольких байтов в ПЗУ мелодий.
Здравствуйте. Процессор от Donkey Kong мы копировали послойно с фотографий, включая оба ПЗУ, не вникая в биты, просто повторяли картинку. Так что если там и есть какие-то отличия, то только в результате ошибок, коих при таком способе копирования было немало. Когда процессор у нас заработал, и показал идентичность при сравнительном тестировании - его и запустили в производство, не прислушиваясь к музыке
Это уже потом по нашей топологии была восстановлена и схема и логика (ребятами из ЦНИИ "Циклон").
Вроде бы я об этом рассказывал Милану.
Ответить с цитированием
Эти 6 пользователей сказали Спасибо! rumod за это сообщение:
Igor427 (28.04.2025), max-73 (22.04.2025), MilanSK (22.04.2025), perever88 (23.04.2025), Sergei Frolov (22.04.2025), siealex (22.04.2025)
  #2557  
Старый 22.04.2025, 13:40
Аватар для Sergei Frolov
Sergei Frolov Sergei Frolov вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 28.01.2005
Адрес: Питер
Сообщений: 1,578
Сказал(а) спасибо: 105
Поблагодарили 754 раз(а) в 266 сообщениях
Цитата:
Сообщение от rumod Посмотреть сообщение
Здравствуйте. Процессор от Donkey Kong мы копировали послойно с фотографий, включая оба ПЗУ
А другие как копировали? Сами или была лицензия?
Ответить с цитированием
  #2558  
Старый 22.04.2025, 14:27
rumod rumod вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 01.05.2017
Адрес: Зеленоград
Сообщений: 24
Сказал(а) спасибо: 4
Поблагодарили 40 раз(а) в 16 сообщениях
Цитата:
Сообщение от Sergei Frolov Посмотреть сообщение
А другие как копировали? Сами или была лицензия?
Про другие варианты я вообще не знал. Но насколько я понимаю, если бы была лицензия, то была бы и топология, и не пришлось бы ее копировать таким кровавым способом.
Я (Борис Кротков) все, что знал, уже рассказал на форуме IXBT вроде бы.
Ответить с цитированием
Этот пользователь сказал Спасибо! rumod за это сообщение:
max-73 (22.04.2025)
  #2559  
Старый 23.04.2025, 04:23
Аватар для siealex
siealex siealex вне форума  
Форумчанин
 
Регистрация: 09.02.2010
Адрес: Украина, Харьков
Сообщений: 19,461
Сказал(а) спасибо: 2,562
Поблагодарили 7,999 раз(а) в 5,792 сообщениях
Кстати, вопрос по софту. Как известно, у игр "Ну-Погоди" и "Разведчики космоса" софт разный. Если Ну-Погоди - полный клон нинтендовской прошивки, то откуда ноги растут у Разведчиков? Дисплей совместимый, звук идентичный, а вот алгоритм работы игры принципиально другой (и гораздо более сложный в прохождении, мне ни разу не удавалось пройти Разведчиков до конца, хотя стандартную игру вроде Космического полёта проходил три раза по кругу). И как делалась прошивка на "Альтаир"?
__________________
CASIO! W38 57 59 84 86 87 92 93 96(2) 211 212 217 725 727(2) 728 729 733 735 740 751 752 753 755 756 800 W-E10 11 WL-S21 WS-100 210 220 WV-58 59 WVA104 106 B612 816 F84 85 91(13) 105 200 201A F-V1 A151 158 159(2) 162 163 168(3) 178 200(2) 210 220 680 AQ140 160(2) 180 450 AB30 ABX68 AW22 24 44 60 80(3) 81 82 AQ-E10 AW-E10 AW-S90 AE220 1000 1100 1500 3000 AL180 DB34 35 36 DBC32 610 DB-E30 CA53 503 EF317 321 500(2) EFA107 115 118 120 131 WEF116 EFD102 MDV501 BEM501 MSY500 OC502 M22 MDA-S11 MTD1014 MTF108 LA670(2) LW22 FT200 600 SGT100 HDD600 CPW500(2) CPA100 SPS300 STR500 TRI20 DW260 295 650 5600 6600 6900 G1700 2900 3110 3200 7700 GA100(2) 110 400 SPF70 CHR100 RFT100 STB1000 TIC10 BG3002 SFX10 JP200
Ответить с цитированием
  #2560  
Старый 26.04.2025, 20:19
MilanSK MilanSK вне форума  
Новичок
 
Регистрация: 21.10.2020
Адрес: Братислава, Словацкая Республика
Сообщений: 61
Сказал(а) спасибо: 38
Поблагодарили 64 раз(а) в 35 сообщениях
Я попытаюсь ответить на ваш вопрос, хотя это только мои догадки...

Поскольку набор инструкций для КБ1013ВК1-2 не был сложным, для умного программиста было довольно легко создать новую игру на основе игрового процесса "Ну, погоди!". Эта игра была очень популярна, поэтому давайте смоделируем оригинальный игровой процесс и создадим что-то свое - "Игру C". Но поскольку размер ПЗУ был ограничен, некоторые функции оригинальной игры пришлось убрать, чтобы освободить место для "Игры C".
Я попытался сравнить разборку "Ну, погоди!" и "Разведчики космоса", и, как вы написали, они почти полностью отличаются. Можно сказать, что "Разведчики космоса" были написаны с нуля.

С другой стороны, "Альтаир" имеет много идентичного кода, см. прикрепленную анимированную GIF-картинку. Это означает, что "Альтаир" явно является просто модификацией оригинальной программы. Вероятно, некоторые оригинальные функции пришлось изменить или даже вырезать, чтобы освободить место для процедур, связанных с дозиметром.

Но как это было сделано на самом деле, нам могут рассказать заслуживающую доверия историю только старожилы.

Я пытался связаться с г-ном Валерием Шапкиным, который, как предполагается, является одним из разработчиков процессоров КБ1013. Но он написал, что прекратил работу над КБ1013 в 1994 году, и поскольку с тех пор прошло очень много времени, он почти ничего не помнит.

Говоря о разработчиках программного обеспечения для КБ1013 — кто-нибудь из вас знает или имеет контакт с г-ном Александром С. Гагановым? Судя по данным ПЗУ, он, по-видимому, является автором как минимум трех программ, работающих на процессорах КБ1013; одна из программ — известная «Весёлая арифметика» (см. прикрепленную картинку).
Миниатюры
Нажмите на изображение для увеличения
Название: NuPogodi_vs_Razvedchiki.gif
Просмотров: 72
Размер:	76.4 Кб
ID:	3842840   Нажмите на изображение для увеличения
Название: NuPogodi_vs_Altair.gif
Просмотров: 83
Размер:	63.6 Кб
ID:	3842841   Нажмите на изображение для увеличения
Название: amusarit-gaganov.png
Просмотров: 59
Размер:	19.6 Кб
ID:	3842842  
Ответить с цитированием
Эти 2 пользователей сказали Спасибо! MilanSK за это сообщение:
max-73 (26.04.2025), siealex (27.04.2025)
Ответ

Опции темы

Быстрый переход

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Seiko sportura ssc 261 p2 обсуждаем Andrei Grifon Seiko 5 17.11.2015 10:21
375 вышел, что не обсуждаем? butthead Panerai 17 13.06.2015 18:53
Уголок некрофила, mango Офтопик 21 09.09.2014 09:39
Обсуждаем SAGG007 Molchanoff Seiko 23 26.06.2013 23:48
Обсуждаем ORIS Bergamot Oris 6 06.08.2009 00:05


Часовой пояс UTC +3, время: 01:06.