Нет, я не Фёдор Михайлович, был не в заграницах, а в самом что ни на есть российском Крыму… Но впечатлений тоже поднабралось. Сразу оговорюсь, что родился я в Городе-Герое Севастополе, соответственно, и Крым для меня родной. Живу я с печальных событий девяностых годов в Москве. Езжу туда раз-два в год, и езжу с удовольствием. Только на автомобиле эта поездка была одиннадцатой или двенадцатой.
События весны 2014 воспринял, разумеется, с радостью! Но это факт уже давно свершившийся, первые восторги прошли, началась нормальная жизнь. О ней, собственно, и речь.
Экипаж мой в этот раз остался без изменений. Я, жена, и двое сыновей двух и пяти лет. В Евпатории, в пионерском лагере, ждала старшая дочка. Сыновья к таким путешествиям привычные с рождения и немножко до. Жена – отличный штурман и проверенный боевой товарищ. Но не водитель.
Машина. Шкода Йети, 1,2, ДСГ, передний привод. В Крым ездила уже четыре раза. Двигатель слабенький, но сам выбирал – винить некого. Автомобиль вполне надежен и крепок: за 52 тысячи километров всего два отказа, оба по электронике.
Много и долго думали о средствах доставки себя в Крым, но в очередной раз пришли к выводу, что автомобиль – наиоптимальнейший из вариантов. Таковы реалии Крыма, что без машины там делать нечего. Дискретный он. Много интересных локаций, между которыми – просто пейзажи. Любуйся.
По этой причине не подходят самолет и поезд. Дети тоже накладывают ограничения. Летающие туда родственники и друзья сообщают о существенных задержках рейсов. Всё культурно, предупреждают заранее, но… Мысль о возможном высиживании чемоданов в аэропорту под вопли и беготню двух маленьких шаровых молний бросает меня в дрожь. Поезд же славен своей переправой. Там на одном берегу пассажиров высаживают, перевозят пассажирским паромом, вагоны везут грузовым, а потом всё это мучительно трансформируется обратно в эшелон.
Так что машина.
Дорога… Первая заповедь водителя: не едъ в такую даль по выходным. Но тут сложный выбор: или потерять два дня отпуска, или превозмогать. Поскольку дорога туда и обратно отнимает целых четыре дня, то терять два просто так – кощунство.
Поехали.
30.07, в субботу, в 06:15. На МКАДе уже начинались пробки. Режим движения был выбран щадящий, под кондиционером, остановки для разминания детей делались регулярно, до Воронежа долетели легко и непринужденно. Платные участки – красота! Программное обеспечение на смартфоне своевременно предупреждает о камерах и постах. Поток плотный, но не черезмерно.
А вот за Воронежем и началось превозмогание. Лосево – стоянка дальнобоя, участок магистрали сужен до ширины внутриквартального проезда на окраине Мытищ, несколько пешеходных переходов. Два часа почти без движения. Превозмогли.
Пока стояли Лосево, дело пошло к вечеру, рассосались пробки в Ростове-на-Дону. Так что Ростов прошли без приключений. Было искушение дотянуть до Краснодара, но детей надо было распрямить и помыть. Да и неизвестность в виде переправы подсказывала, что лучше отдохнуть. В 23:00 заночевали в станице Кущёвская. Реконструкция М4 шла по этому участку на всю ширину, знаменитого поста ГАИ на месте не оказалось. Честно говоря, за три поездки по этому маршруту я о нем даже и не знал.
Заодно открыл для себя новый вид ночлега. Поскольку все гостиницы и гостевые дома вдоль трассы оказались уже заполнены, обратился к подозрительным людям, стоящим вдоль обочины с табличками «Ночлег». Оказывается, они уводят вас в глубь станицы, в частный сектор, и там граб… обеспечивают ночлегом. Оба раза вполне приличным. Машина стоит внутри, достаточного размера помещения, достаточное количество кроватей, душ, санузел, кондиционер, телевизор. Ни о каких звездах речи не идет, разумеется.
В 07:00 воскресенья выехали в сторону переправы. От Кущевской до Краснодара магистраль реконструированная, новая – полёт нормальный. 140-160 км/ч легко, иногда до ограничителя на 180. За Краснодаром Йети второй раз в её жизни меня подвела. Выкинула горсть лампочек на панель приборов, поехала в аварийном режиме. Поскольку машина немецкая, а вокруг Россия, пришлось ей напомнить о судьбе немецких танков с завода Шкода, коих на момент блицкрига у немчуры было до 80-ти процентов. Благо, памятников вокруг более чем достаточно. Мозги у машины вправились, поехали дальше.
Достигли переправы.
Поскольку морально был готов, то 2,5 часа пролетели незаметно. Ну почти. Регламент прохождения опять поменялся. Как относительно зимы, так и относительно лета прошлого года. Наличие электронных билетов помогло, но не особенно сильно. Зато не пришлось объезжать многокилометровые пробки по встречке, как год назад. Под матерные вопли ожидающих, и недоумение гаишников.
Нормально организована переправа. Да, надо ждать. Да, 2,5 часа. Но это в разгар выходных. Но уже как-то всё более спокойно. Сами паромы без изменений: удобные, вместительные, с душем, туалетом и мягким салоном. Даже буфет есть. И радио с телевизором. Но машины ставят так плотно, что даже вылезти – уже проблема.
Короче, нет вопросов к переправе. С верхних палуб, на юге едва заметны опоры строящегося моста. Но видны.
Высадились в Крыму. И сразу вернулись в Советский Союз. Каждый мой приезд в Крым удивляет этим однообразием. Я всегда возвращаюсь в СССР. Архитектура, инфраструктура, дороги. Просто сейчас реалии таковы, что Крым внешне остался там, в начале девяностых.
Так вот. Дороги. Отдельно я на них остановлюсь в следующем разделе. Пока же как факт – их мало, и они в плохом состоянии. Соответствующее и движение. 2,5 часа ушло на стояние в мертвейшей пробке через Феодосию. Одна полоса туда, одна обратно, пешеходные переходы каждые 300 метров, обочечники… Надоело настолько, что прямо из пробки пошли купаться. Проезд только освободили. Купание то – отдельная песня, только очень грустная.
В 23:00 31.07 финишировали в родном Севастополе.
Ну что сказать… Два полных рабочих дня за рулем. Тяжело. Пришлось превозмогать. Натужно. Да, надо было выбрать будний день. Да, надо было попробовать объехать пробочные участки по полям… Но с детьми я так не рискую – раз, терять дни драгоценного отпуска безумно жалко – два.
Завтра продолжу.