Добрый. На этом форуме за последнее время не раз поднималась тема камней в часах, в том числе что они из себя представляют. Многие привыкли думать, что камни это повально рубины. И если для второй половины двадцатого века это вполне справедливо, то для более раннего периода все не так однозначно. Дело в том, что именно рубины как подшипники использовались в достаточно дорогих механизмах, по причине высокой цены. В механизмах попроще использовались и камни попроще (гранаты, аквамарины) или вообще стекло. Массовое использование рубинов в часах началось с освоением промышленного производства синтетических рубинов. Попытки создания синтетического рубина происходили на протяжении всего 19 века. Но все они по разным причинам не только не являлись промышленными, но и не могли конкурировать с добычей натуральных природных камней. В общем это был период накопления опыта и знаний. И только после исследований Огюста Вернейля 1892-1902 гг появляется промышленный метод производства качественных синтетических рубинов. Метод позволял получать весьма крупные куски сырья быстро (2-3 часа) и со стабильным качеством. У метода был ряд недостатков, но не сильно значительных и достоинства перекрывали их с лихвой. Именно после 1902 года промышленность центральной Европы активно наращивает выпуск синтетических рубинов. Одна из первых компаний - Hrand Djevahirjian SA (Djeva) первые положительные результаты по синтезу камней получает уже в 1903 году. Но это касается европейской промышленности. А американская освоила производство синтетических камней только к началу 40х годов 20 века.
История это конечно хорошо, но в данном случае не сильно наглядно. Все же куда интереснее однозначно понимать, что за камни в данном конкретном часовом механизме, желательно не прибегая к помощи геммологов. Сразу важная оговорка - рубин это корунд, окрашенный в красный цвет хромом. И никак иначе. Все остальное не рубин. Есть много способов отличить рубин от не рубина. Но не все способы легко доступны или применимы к часовым механизмам. Дихроскоп есть не у всех, да и закатанный в платину камень рассматривать будет мягко говоря не удобно. Но есть один достаточно простой простой способ. Дело в том, что все рубины (как натуральные, так и синтетические) люминесцируют в ультрафиолете оранжевым цветом. Интенсивность зависит от качества и насыщенности окраски камня. В общем нужна лампа с длинноволновым ультрафиолетовым излучением (310-400нм). Нет, не китайский фанарик с синим диодом, а нормальная лампа. При желании купить не проблема, стоит не дорого.
А теперь практическая часть. Посмотрел по полкам и коробкам и набрал немного достаточно наглядных экземпляров.
Это обычный советский 3602. Камни огонь.
А это рубиновые ножи на перевес машине
Это вполне себе жирный LeCoultre, изготовленный в период 1869-1879гг. Натуральные рубины
Еще один LeCoultre того же периода. Все рубины, кроме накладного камня анкерного колеса на мосту. Есть даже камень центрального колеса в платине, что редкость в тот период.
И еще один, чуть попозднее
Теперь Мозеры. Вот мелкая архаичная ключевка годов 60х 19 века. Механизм внешне скромный, но все в рубинах.
Вот уже ближе к рубежу веков. Накладной камень на мосту баланса не рубин.
А вот еще кучка мелких мозеров и один зенит. Это уже начало 20го века. Тут уже по всякому. Где то рубины, а где то бюджетно.
Теперь FHF. Ранний цилиндровый механизм. С рубинами не густо
Более поздний вариант. Накладки, шатон, все дела. Рубинов нет.
А это Чарльз Ханн из раннего творчества. Закос под немцев. Ну, хоть что то.
Это он же, но позднее, судя по патенту после 1905 года. Я думал будет меньше. Но нет, все рубины.
А это Альфред Лугрин. Рубин только один. И то только потому, что я его туда поставил вместо разбитого.
А вот останки ключевки Георга Жако. Ну я даже не удивлен
А во лонжин 1904 года выпуска. Ну, что есть
А вот Felsa 316, видимо начала 30х годов 20 века. Забавно, но палеты и камни оси вилки не рубины.
А это просто старый минутник. Красиво, огонечки
Ну и пара англичан напоследок. Вильям де Сильва. Алмазик есть. Рубинов нет.
И какой то ноунейм. Тоже без рубинов, хотя по исполнению механизм неплохой.