Маленькие коктейльные часы сегодня являются самым распространенным среди всех драгоценных подарков. Коктейльные часы покупают даже чаще, чем кольца, серьги и подвески. О причинах такой популярности рассуждает Екатерина Истомина.
"Великой коктейльной эпохой" принято считать 1930-е годы, или "золотой век Голливуда". Однако в это десятилетие часы для коктейля вошли уже полностью сформировавшимся, со своими принципами, ювелирным предметом. Это были часовые драгоценности, чьей главной задачей было не показывать время, а как можно более тщательно скрывать его. Однако сегодня роль коктейльных часов изменилась.
На самом деле появление подобных часов -- скрывающих, а не показывающих время,-- следует отнести к гораздо более ранней, чем 1920-е или 1930-е годы, эпохе. Ювелирные часы крошечного, "неудобного" размера впервые стали популярными во второй половине XVIII века во Франции, чья монархическая структура уже клонилась к кровавому закату. Известно, что законодательница мод мадам де Помпадур носила серьги, в которые были "вкраплены" часовые корпуса с циферблатами и стрелками. Однако узнать по таким часам который час было решительно невозможно. Подобное издевательство над главной часовой функцией приносило немалое удовольствие последним аристократам великой Франции, в том числе и королеве Марии-Антуанетте, часы для которой делал сам Бреге.
Во время Великой французской буржуазной революции революционеры и к ним примкнувшие занимались больше не часами, а составлением нового революционного календаря (кстати, в этом принимал посильное участие и великий часовщик Абрахам-Луи Бреге). Зато эпоха Директории также оставила в наследство видные часовые опусы -- например, искусственных золотых птичек, в чьих брюшках таились часы. Или игрушечные пистолеты, которые "выстреливали" большими золотыми пулями, снабженными циферблатом. Те старые куртуазные вещицы уже можно было смело назвать коктейльными часами: свою функцию они выполняли, они надежно скрывали время. Ведь в чем предназначение таких часов? Быть оригинальной бесценной игрушкой, прихотью ювелира-волшебника и часовщика-кудесника.
На протяжении прогрессивного XIX столетия часы-безделушки существенно растеряли свое очарование, однако с наступлением XX века лучшие парижские ювелиры, в частности Луи Картье, уже активно предлагают часы на подвесках -- например, весьма известны часы на подвеске с первым орнаментом "Пантера", сделанные Cartier в 1914 году. В конце 1910-х -- начале 1920-х годов крошечных, миниатюрных часов производят довольно много. Примерно тогда же окончательно теряет популярность собственно браслет, который заменяют часы на браслете.
Свое элегантное название "коктейльные" часы получили во второй половине 1920-х годов. К этому моменту окончательно сформировался стиль ар-деко -- новые фигуры, платья, стрижки, драгоценности, музыка, танцы, поведение, досуг. Эту эпоху в Европе принято называть "временем между двумя войнами" -- это выражение верно не только с периодической точки зрения, но и в символическом смысле.