Хочу показать достаточно интересный артефакт Совчаспрома, который (после тяжелой борьбы

) недавно попал ко мне в руки.
Но сначала немного истории

.
Как известно, Победу на 1МЧЗ начали производить в 1946 году. Однако Победы 1МЧЗ выпуска 1946 года встречаются редко. Я бы даже сказал, что очень редко. По одной из легенд, это объясняется тем, что начало производства Побед на 1МЧЗ далось заводчанам нелегко, процент брака был огромным и до товарных часов в 1946 году в Москве дело так и не дошло. И более того, встречающиеся редкие экземпляры на механизмах 1946 года выпускались в продажу в часах уже в 1947 году. Насколько эта легенда правдива, я не могу судить, но то, что Победы 1МЧЗ на механизмах 1946 года редкие – это точно.
До 1946 года завод официально именовался «Первый Государственный Часовой Завод» (1ГЧЗ). В 1946 году был переименован в «Первый Московский Часовой Завод» (1МЧЗ). К сожалению, более точной даты переименования мне пока обнаружить не удалось.
Исходя из этой хронологии, я думаю, что мне в руки попали одни из самых ранних часов Победа производства 1МЧЗ. Потому что они – производства 1ГЧЗ
Сами часы, похоже, имеют определенную «котлетность». Циферблат больше похож на ранний ЗИМ. Механизм относительно нековыряный, но женевские «волны» не совсем совпадают. Винты на градуснике головками наружу, вилка и анкерное колесо желтого цвета. Тут всё честно, механизм ранний. По клейму на механизме выпущен он в 4 квартале 1946 года. Клеймо «1ГЧЗ».
До этого в мою коллекции уже попал другой механизм 4 квартала 1946 года выпуска, но уже 1МЧЗ, так что есть возможность их сравнить.
Слева 1МЧЗ 4-46, справа 1ГЧЗ 4-46.
Сначала циферблаты.
Теперь механизмы. В механизме 1ГЧЗ (справа) на мосту анкерной вилки выбито «41». Я не помню, чтобы на Победах на мостах выбивали цифры, это все-таки уже не Кировки.
Сильно не ругайте, я знаю, что мост баланса на 1МЧЗ слегка

не соответствует остальному механизму.
Ну и клейма крупно. Видно, что расположение клейм на мосту немного отличается, и надпись «15 камней» на раннем механизме 1ГЧЗ выбита не так глубоко, как на механизме с клеймом 1МЧЗ. Но это вполне могут быть незначительные нюансы, из которых не стоит делать глубокомысленные выводы
