Удачи вашему сынишке. А я еще чутка про Город. Благо попались фотографии, о которых писал: центральная площадь в будний день в начале восьмого и привокзальная около 8 утра. Москвичи, полагаю, обзавидуются.
А вот чему точно завидовать не стоит, так это дороге в местный аэропорт. Да-да, вот эта заросшая тропа некогда была проезжей дорогой и следующие заросли - все, что осталось от регионального хаба ,связывающего Город и с краевым центром, и побережными городами, и даже 2 раза в неделю со столицей.
Одной из отличительных особенностей Города является большое количество мемориальных табличек на домах. Моя жена называет их «мемориальное кладбище». Не хочу никого обидеть, но в Городе действительно, кандидат наук является большим ученым, а председатель горисполкома – видным политическим деятелем. Наверное, это болезни роста национального самосознания.
Удивляет количество литераторов вообще и поэтов в частности. Скажем, только на пятистах метрах променада их трое. Это при том, что никого из них я не читал, да и вообще, слышал только про одного. Это классик адыгейской литературы Тембот Керашев. Помимо большой (не всем положен такой размер) мемори на доме, где он жил, есть еще ростовой (сидячий) памятник, институт адыгейского языка его имени и мемориальный музей в том самом доме.
Нет, человек, без сомнения достойный. Получить госпремию в области литературы на том языке, на котором вообще писать стали после революции – большое достижение. Но, как всегда, возвеличенье одних ведет к ниспровержению других. Дом, в котором жил классик, по местным меркам элитный. Поэтому квартиру под музей отдавать было жалко и экспозицию разместили в соседней. Все бы ничего, но в этой квартире провела детские годы ни много ни мало Народная артистка РСФСР, тоже лауреат госпремии Лия Ахеджакова. Ее таблички на доме нет. Один наш знакомый соответствующего возраста, живший по соседству, Лию Меджидовну по детским играм помнит.
Закрывая тему «мемориального кладбища» не премину отметить, что чувство гордости у меня вызвали бюсты выдающихся спортсменов на фасаде местного института физкультуры: лучшего тренера мира ХХ века по дзю-до Коблева, олимпийского чемпиона Невзорова и множества других героев спорта, рангом поменьше.
А напротив, по кругу цоколя (на фасаде все не поместились) педучилища Герои Советского союза – фронтовики, выдающаяся «ночная ведьма» и даже министр нефтегазовой промышленности СССР. Вот не знаю почему, но педагоги в Городе были выдающиеся.
И совершенно справедливое увековечивание памяти выдающего литератора Исаака Шварца, который жил и учился в Городе. Соответственно, на его доме и гимназии вполне заслуженно об этом упомянуто.
Когда-то, во времена моего детства, таблички тоже были. Одну из совсем старых тоже запечатлел. Это на доме - местном штабе "майдашщиков и оппозиционеров". Некая большевичка с погонялом "Дальняя" мутила воду еще на заре прошлого века.
|