Создание подлинно культовых часов обычно требует и литературного таланта, ведь необходимо сочинить эффектную легенду, связанную с ними. В случае с "Королевским дубом" - моделью Audemars Piguet Royal Oak - фигуранты легенды отыскались в Туманном Альбионе. Их было трое: король, дуб и корабль.
Дуб Карла
Началась история очень давно, 6 сентября 1651 года, когда будущий король Англии, Шотландии и Ирландии Карл II, преследуемый войском мятежно-го Кромвеля, по воле провидения нашел приют и ночлег на ветвях могучего дуба. Так ли все это было, ведомо лишь самому Карлу, но выводы из незначительного походного эпизода были сделаны самые что ни на есть основательные. Ознакомимся с интерпретацией дальнейших событий в официальном изложении Audemars Piguet.
"Названное позднее Королевским Дубом, это дерево стало для Карла II отправной точкой в борьбе за возвращение престола, а для Англии - символом защиты, безопасности и могущества. В память об этом событии между 1769 и 1914 годами британский флот получит четыре корабля, названные HMS Royal Oak. Отличительные признаки одного из них - усиленная стальными пластинами носовая часть из дуба и восьмигранные бортовые пушечные люки".
За неполные три столетия Великобритания не утратила титул владычицы морей, но ее некогда грозные суда HMS Royal Oak погрузились на дно океана и в пучину истории. Первый HMS Royal Oak 1769 года постройки в 1796-м был превращен в плавучую тюрьму, а в 1815-м пошел на слом. Последний корабль с таким именем затонул ночью 14 октября 1939 года после торпедной атаки с немецкой подлодки U-47, унеся с собой жизни 833 моряков.

Угроза с Востока
Сделаем еще один исторический скачок и сразу перенесемся в начало 1970-х. Ужасы войны отошли в прошлое, выросло первое послевоенное поколе-ние, в Европе, впервые в ее бурной истории, надолго воцарился мир, началось формирование СБСЕ, активно расширялся ЕС, и лишь в Испании да Португалии доживали последние годы дряхлеющие диктаторские режимы. Затихли волны студенческих волнений конца 60-х, и если б не пугающе быстро набирающий силу терроризм, жизнь в Старом Свете можно было бы считать вполне наладившейся. Прогресс шествовал семимильными шагами, даруя человеку холодильники, цветные телевизоры, транзисторы, магнито-фоны, видеомагнитофоны, автомобили, калькуляторы... При этом европейцы все лучше зарабатывали и, соответственно, все больше тратили, что обещало прекрасные виды на будущее и швейцарской часовой промышленности. Но научно-технический прогресс оказался коварной тенденцией: неожиданно замаячила нешуточная угроза с Востока. Предметным выражением угрозы явились первые кварцевые наручные часы модели 35SQ японской компании Seiko, выпущенные в 1969-м и за пару лет перевернувшие вековые представления об иерархии часовых ценностей. Под разящий удар попали не только производители механических часов для массового потребителя, но и "небожители" - Patek Philippe, Vacheron Constantin и Audemars Piguet. Главные козыри ведущих швейцарских брэндов - непревзойденная точность и безотказный автоматический механизм сложных доро-гих часов ручной работы - были эффектно биты простым как доллар выскочкой с азиатского конвейера. Столкнувшись с невеселой перспективой полного покупательского игнорирования, швейцарцы принялись искать пути выхода из электронной ловушки. Значительная часть компаний решила сокрушить неприятеля его же оружием и перешла на злосчастный кварц. Но этот лобовой способ борьбы был совершенно неприемлем для производителей механических часов высшего класса. Сначала им казалось, что удастся просто за-крыть глаза на кварцевую экспансию и продолжать заниматься своим делом, не роняя престиж марки. Однако, работая по старинке, еще можно было продать сотню-другую эксклюзивных часов, но никак не десятки тысяч. Против нового врага брэндам первого эшелона срочно требовалось новое оружие - взамен привычного арсенала, отточенного в столетнем соперничестве между собой.
Audemars Piguet одной из первых осознала серьезность положения. Компания решила, что лучшая защита - нападение, и выпустила в 1972-м первые водонепроницаемые часы класса Sport De Luxe. Этот момент стал определяющим в новейшей истории становления и самоидентификации АР.
Октаэдр от Дженты
Футуристическая разработка легендарного дизайнера Джеральда Дженты - Audemars Piguet Royal Oak - и сегодня выглядит так, будто только что появилась на свет, настолько смел, авангарден, монументален и вместе с тем гармоничен оказался дизайн модели. Все в этих часах было ново, необычно, неслыханно.

Прежде всего в глаза бросалась не имевшая аналогов форма корпуса и его безеля - ставшая впоследствии одемаровским фирменным знаком новаторская гайка-восьмигранник. Устроен 38,7-миллиметровый корпус тоже был по-новому: намертво скреплен по всей толщине (8 мм) восемью винтами с шестигранными головками. Корпус представлял собой монолитный сейф - с тыльной стороны на винты наворачивались круглые гайки со шлицом. Такой сейф надежно защищал механизм от всех природных стихий, делая Royal Oak неуязвимыми, а потому - универсальными.
Новой оказалась концепция браслета - он был интегрирован в корпус и составлял с ним единое целое: корпус был первым звеном браслета, который затем плавно сужался по направлению к застежке. Эта форма значительно облегчала часы и была идеальна с анатомической точки зрения.
Для корпуса и браслета был выбран принципиально новый материал -матовая сталь, которая раньше игнорировалась производителями часов высшей категории. Но Audemars Piguet. изменила бы себе, если б сделала полностью стальные часы. Детали из белого золота в Royal Oak все же были: те самые винты с шестигранными головками и ротор автоподзавода.
Новым словом в дизайне прозвучали округлые симметричные формы часовой и минутной стрелок, такие же обводы делений на циферблате, который был украшен узором традиционного гильоше. В новинку было неожиданное исчезновение секундной стрелки: она бы только "испортила" лаконичное решение циферблата, да и механизм часов из-за конструктивных особенностей исключал ее присутствие. А механизм под циферблатом скрывался тоже новый - сверхтонкий (3 мм в толщину) автоматический калибр 2121с частотой 19 800 пк/час. Как ни странно, в создании его прототипа принимали финансовое уча-стие и друзья-соперники Audemars Piguet - Patek Philippe, Vacheron Constantin.
Новой, наконец, была и цена - sFr 3300 - очень большая по тем временам сумма даже за элитарные часы (стальной Rolex Oyster Perpetual Date стоил в те времена 750 франков, а золотая Calatrava от Patek Philippe - 2200 франков.) Надо ли говорить, что швейцарская публика оказала новичку более чем холодный прием. Потенциал оригинальнейших часов оценили только итальянцы. Они и скупили весь тираж в 1000 экземпляров. Сто раз пожалев, что она связалась с этим "безумным" инноватором Джентой, свернула серийное производство Royal Oak и сама Audemars Piguet.. Свернула, чтобы через несколько месяцев под огромным прессом стремительно растущей армии поклонников Royal Oak возобновить выпуск новых часов.

Ошеломляющий успех Royal Оак превзошел самые смелые ожидания их создателей - и это во времена пресловутого кризиса швейцарской часовой промышленности, усугубленного еще и начавшимся глобальным нефтяным кризисом. В итоге, Royal Oak сделали для АР то же самое, что и Королевский Дуб для Англии - стали "символом защиты, безопасности и могущества" компании.

Интересно, что тот же Джента позднее дал путевку в жизнь прямым соперникам Royal Oak: модели 222 Vасhегоп Constantin и спортивным часам Patek Philippe Nautilus. Но, как показали прошедшие годы, первый заказ Audemars Piguet вдохновил мастера куда сильнее, чем последовавшие за ним заявки от компаний-конкурентов. Еще раз под-черкнем очень важную для имиджа Audemars Piguet особенность. Нет сейчас ни у Patek Philippe , ни у Vacheron Constantin неповторимых и единственных часов-символа, часов-иконы, часов-фирменного знака. Существуют, конечно, популярные линии: Calatrava, Golden Ellipse, те же Nautilus - у Раtek; упомянутые 222, позднее Phidias и Overseas - у Vacheron, но ни одна из них не может квалифицироваться как эмблема марки в целом, ее овеществленный "логотип". Такими часами может похвастаться лишь АР.
Поросль "Королевского дуба"
Несмотря на то что, развивая свой успех, АР вскоре наладила выпуск Royal Oak в корпусе из платины и золота разных оттенков, в течение семи лет модель не претерпела никаких конструкторских изменений. Лишь в 1979-м, когда в моду вошли часы небольшого диаметра, корпус флагмана АР уменьшился до 36 мм. Прежний калибр 2121 в него не помещался, поэтому инженерам пришлось создать 26-миллиметровый ка-либр 2125 с частотой 21 600 пк/час. Обновленный Royal Oak обладал календарем (дата) и секундной стрелкой. Кстати, последняя появилась, как утверждают историки компании, только благодаря настойчивым просьбам клиентов. Толщина нового механизма увеличилась, но часы по-прежнему оставались удивительно тонкими - всего 8,2 мм.
Кстати, именно эта модель стала базовой для современных "Королевских дубов", которые оснащены калибром 2225, отличающимся от предшественника более высокой частотой 28 800 пк/час. Эти часы и сегодня продаются у любого дилера АР по средней стоимости 9000 долларов. 20-летие Royal Oak компания отметила выпуском ограниченной 1000 эк-земплярами серии, ради которой был возобновлен выпуск оригинального калибра 2121. Это были первые "Королевские дубы" с прозрачной задней крышкой. Затем на базе реанимированного калибра была выпущена серия часов размера XL - Royal Oak Jumbo, а в 1993-м родилась легендарная коллекция Royal Oak Offshore. Механизм 2121 оказался настолько удачен, что позво-лил инженерам без труда оснащать часы всевозможными усложнениями. Так, в 90-х одна за другой появились версии Royal Oak со вторым часовым поясом, стрелочным индикатором даты, вечным календарем, хронографом. А к 25-летию часов появилась автоматическая модель с турбийоном. Всего было разработано около 700(!) вариаций Royal Oak, из которых около ста можно купить и сейчас.
Журнал МОИ ЧАСЫ №6 2004-2005
Источник: http://remchas.narod.ru/Royal.html