Хохловский переулок, как явствует из самого названия, одно из мест сосредоточения украинской диаспоры. Само собой, неразрывно связан с Маросейкой (Малороссейской). Там действительно много всякой всячины, так или иначе касающейся Украины. В Хохл…ляцком переулке есть старинный дом, принадлежавший Украинцеву. Этот товарищ был, если не ошибаюсь, по современному, министром иностранных дел (главный дьяк посольского приказу?). Естественно, потом в его доме разместили соответствующую службу - архив Иностранной коллегии, впоследствии Министерства иностранных дел.
Я бы не вспомнил об этом заведении, если бы... Ну, небольшой экскурс в историю. Раньше нельзя было быть просто патриотом, голосящим о любви к Родине на каждом углу. Надо было свой патриотизм подтверждать службой - военной или гражданской. Были, правда, и тогда лазейки. Существовали места, служба в которых катила за настоящую, хотя таковой и не являлась. Как и ныне, одним из таких мест и был МИД, в том числе евойный архив. Поэтому юноши ходили на службу, протирали там штаны, занимались своими делами (например, писали книжки, как Одоевский) и так потихоньку в юношах и дохаживали до пенсии. Работа была несколько потешная, поэтому сами службисты над ней подтрунивали. Одно короткое время подвизался на ней сам Пушкин, почему, собственно, мы и помним об этом малозначительном учреждении из Онегина:
Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою.
Неблагосклонно говорят.
Совсем рядом, через дорогу, там находится тот самый Морозовский сад, в котором имеются целеуказания для артобстрела Кремля. Ну, если сподобится случай, хоть не придется тратить время на пристрелку.
Далее по Колпачному находится дом Мазепы. Вы знаете, я вообще опасаюсь как-то описывать историю, уж больно много лезет всяких ассоциаций. Ну, как ни будь аккуратно попробую…
Итак. Украина в результате всенародного референдума (Переяславская рада 1654 год) решила слиться в едином экстазе с Московским царством. Как обычно в таких случаях, «навеки». Но, поскольку «веки» в таких случаях заканчиваются вместе с очередным организатором процесса, новые веяния начались буквально через 50 лет, во времена правления Петра I. Естественно, что он хотел всякими путями склонить тогдашние политические элиты на свою сторону. Газа, увы, разведано еще не было. Да и топили преимущественно дровами.
Поэтому основными способами привлечения потенциальных укро … Блин. Я в недоумении. Про фашистов тогда еще не придумали, до рождения Бандеры оставалось еще 150 лет, а гадить на супротивника надо… А, вспомнил. Мазепу, в конце концов, прозвали Иудой. Но до этого ему вручили высшую награду России – Орден Андрея Первозванного за нумером 2 и выделили участок в районе Маросейки. Но Иван Степанович, здраво подумав, уже тогда решился на евроинтеграцию в лице шведского короля Карла XII. Российское руководство объявило это как обычно – предательством и начало ввод войск на территорию соседнего братского государства.
Справедливости ради надо заметить, что Крым пока оставался не оккупированным, потому как, несмотря на то, что он – всегда (с момента формирования материков и заселения планеты динозаврами) был и остается российским, в тот конкретный момент принадлежал протекторату Турции – Крымскому ханству.
Поэтому Украину в конце концов захватили, а Крым до поры – времени нет.
Но в Москве, в Колпачном переулке стоит дом, который прозывается «Дом Мазепы», хотя и подтверждений этому нет. Но посмотреть его, при желании, можно - №10.
А в начале переулка есть дом промышленника и фабриканта Иоганна Кноппа. Он был крупный промышленник, даже вошедший в поговорку: «Где церковь – там и поп, где фабрика – там и Кнопп».
Правда, во время очередной борьбы с иностранными агентами(блиин, почему мы все время ходим по кругу?) он был вынужден эмигрировать на историческую Родину – в Германию. А мы заняли импортозамещением, которое лет через 20 – к тридцатым годам привело к голоду и карточной системе распределения всего, которого на всех не хватало, потому что всего - мало, а всех - много.
В покинутом доме короткое время было украинское представительство, потом разместили технические службы Кржижановского (странно, вообще, ГОЭЛРО расположено на улице Кирова), а потом там был райком ВЛКСМ. Сейчас на здании две мемориальные таблички: «Тут работал Глеб Максимилианович» и «Тут вручили повестку на фронт Зое Космодемьянской». А, ну да. По современной традиции есть еще и третья: «Памятник архитектуры. Дом Кноппа».
Вот теперь все.
|