|
Собственно, за стрелкой Басманных уже нет - обе сливаются в Спартаковскую улицу. Почему она так называется - понятия не имею. Стадион "Спартак" отсюда на весьма приличном расстоянии. За перекрестком начинается сквер с лавочками и памятником Баумана, подробный рассказ о котором впереди - на улице его имени. А после памятника возвышается громада храма с золотым куполом. Храм - один из самых больших в Москве. После взрыва Христа Спасителя и закрытия властями доступа в Кремль, собор стал Кафедральным. Мои современники (часто с этим сталкивался), полагали, что патриарх служит в Лавре. На самом деле, главные церковные иерархи Москвы и Православной Руси служили в Богоявленском Соборе. Самое мое памятное посещение этого храма (скорее всего, не только мое, но и тысяч других прихожан) состоялось 11 июня 1988 года. В этот день Божественной литургией завершался Поместный Собор, посвященный 1000-летию крещения Руси. В соборе были все иерархи во главе с тогдашним Патриархом Пименом. Был там и митрополит Эстонский Алексий, знакомый мне по фотографиям трибун Олимпиады в Москве. Других, извините, на тот период я в лицо не знал. Помню кавалькаду "членовозов" "Чайка"(штук не менее двадцати), стоящих с у церковной ограды. Что поделать - даже в годы гонений власть предержащие особо не бедовали, хотя более пафосный ЗИЛ батюшкам не выделили - не чину. В соборе яблоку негде было упасть, если бы, конечно, кто-то додумался кидаться в такой тесноте яблоками. В голову лезли мысли о Ходынке и похоронах Сталина, но я, все-таки, по чуть-чуть пролез к алтарю и выстоял службу, зажатый со всех сторон старушками.
С тех пор бываю в соборе с периодичностью раз в несколько лет. И в последнее посещение увидел там у входа мраморный саркофаг на месте захоронения Патриарха Алексия. Царство ему небесное.
Храм не только знаменит тем, что был главным престолом РПЦ. Он никогда не закрывался, в отличие от многих ему подобных, даже более древних и намоленых. Конечно, близость к сакральному Бауманскому райкому партии несла в себе опасность. Но, говорят, именно пафосность места и спасла собор. На Спартаковской все собирались строить что-то грандиозное, подобающее величию места и близости с генсеком. Но на такое никак не хватало денег, а размениваться, видать, не хотели. Тем самым собор и спасся.
Еще, может, сыграл свою роль тот факт, что именно в книге этого собора была найдена запись, гласящая: "«Мая 27. Во дворе колежскаго регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр". Да и то - оба места, которые претендуют на честь рождения "Нашего всего" тут же, рядышком.
Ну из оставшихся до перекрестка с улицей Баумана интересных строений - прямо напротив Собора старинный особняк. Он сильно перестроен, но можно угадать здание 17 века. По слухам (а как же иначе, тут таких всего два) именно этот дом является домом Анны Монс. Впрочем, второй претендент (тоже вполне достойный этой чести) расположен через пару кварталов. Мы до него еще дойдем, хотя увидеть его и затруднительно.
|