|
Москва нетуристическая
У меня создалось впечатление (возможно, ошибочное, но все-таки), что у нас на форуме больше разного материала о Турции, Египте или братской Беларуси, нежели о «дорогой (во всех отношениях) нашей столице». Попробую по мере сил восполнить этот пробел. Однако, поскольку я достаточно долго терся в этом городе в обыденных ситуациях, взгляд у меня будет по местам, находящимся несколько в стороне от обычных нахоженных троп. Если кому будет интересно – буду рад. Если нет… Ну, посмотрим тогда, стоит ли продолжать. Фото для иллюстраций буду использовать в основном свои. Ну, уж если где они отсутствуют – размещу что-нить из интернета, уж не обессудьте. Все равно описание некоммерческое.
Итак. Воротами в Москву для меня (как и для многих моих сограждан) является Комсомольская (она же Каланчевская) площадь. Другое ее название – «Площадь трех вокзалов», хотя часто пользующиеся ею люди знают, что вокзалов там, строго говоря, четыре. В хронологическом порядке: Ленинградский (Николаевский), Ярославский (он же Троицкий, Северный), Казанский (Рязанский). Четвертым, самым молодым и маленьким, является бывший царский павильон, ныне занимаемый платформой Каланчевская. Он невелик, но с него вполне можно доехать аж до Можайска на юге или Волоколамска на севере. Ну, а если туда ехать не интересно, то можно пересесть на Курском или Белорусском вокзалах.
Когда-то это была глухая окраина: артиллерийские склады, сгоревшие в 1812 году, болотце, мясной рынок. Оживила его железная дорога Москва – Санкт-Петербург. А сейчас отсюда начинается Транссиб и Рязанско-Казанское направление самое многолюдное из всех московских – едут отсюда и в Анапу, и в Казань и в Челябинск.
Место это весьма популярно у разного рода кинематографистов: его можно видеть, скажем, в «Карнавале» или «Три тополя на Плющихе». Силуэты зданий и транспортные потоки вполне узнаваемы, несмотря на пролетающие годы.
А еще Каланчевка стала матерью московских пробок: именно после многочасового транспортного коллапса в далекие 30-е годы было принято решение о строительстве московского метро. Естественно, что первая линия прошла через Комсомольскую площадь, а при строительстве кольцевой тут была возведена самая грандиозная, большая и помпезная станция, обскакавшая даже Маяковку.
На Казанский вокзал в свое время в погоне за бриллиантами приехали Киса и Ося (по утверждению авторов «Весь Ярославский вокзал мог бы спрятаться в жилетном кармане Казанского»). И концертный зал этого вокзала (он же клуб железнодорожников) в конце концов, оказался построен на те самые бриллианты. К этой истории мы еще вернемся, если будем говорить о Басманных улицах и особняке Стахеева. Помимо вокзалов площадь замыкает одна из семи сталинских высоток – гостиница «Ленинградская», самая маленькая из своих сестер. В конце 80-х именно в ней разместилось первое в СССР казино (или это было уже в России?). Мои приятели – военные, преимущественно десантники, «поддерживали штаны» в голодные годы, работая там вышибалами. Ну что же, вполне достойный пример для молодого поколения - все-таки лучше, чем шастать ихтамнетами с калашами по сопредельным территориям. В последнее время на Каланчевке полюбили ставить разные памятники. Помимо советского Ленина, стоявшего с незапамятных времен и бывшего ориентиром для желающих найти дешевых вокзальных шлюх (именно под вождем работала бабушка русского минета Шлеп-Нога, личность легендарная, засветившаяся в паре перестроечных фильмов и выпуске «Взгляда») там появились пара фонтанов с Георгием Победоносцем и памятник первому министру путей сообщения Павлу Мельникову. Но меры, как известно, у нас ни в чем не бывает. Поэтому сбоку Казанского вокзала поставили еще один памятник с тем же Мельниковым (а чо, один министр – хорошо, а два – тоже неплохо). Ну, за компанию его разбавили другими железнодорожными деятелями типа Черепановых, Клейнмихеля, ну, и в довесок, посередке воткнули государя-императора Николая Палкина (к слову, за последние 15 лет государям в Москве поставили памятников больше, чем за все 300 лет правления Дома Романовых). Кроме ростовых фигур еще поставили бюстики строителям вокзалов: Щусеву рядом с Казанским и Тону – с Ленинградским. Причем, не знамо для чего, с торца вокзала укрепили еще одну табличку с Тоном – наверное, для тупых, которые с одного раза не поняли, кто сей вокзал строил. Есть там еще несколько интересных зданий – старая таможня, бывшая чайная, а ныне швейная фабрика, некогда популярный универмаг «Московский». Но это уже так, несколько другая история.
|