Maiale-историческая справка
В конце 30х годов в Италии была разработана управляемая торпеда, пошедшая в серию под обозначением SLC (suliro a lenta corsa – торпеда малой скорости). Позже она получила неофициальное название Maiale (ит. свинья). Она была спроектирована на базе стандартной торпеды калибра 533 мм двумя морскими инженерами Т.Тесеи и Э.Тоски.
Сама идея создания человекоторпед появилась в Италии еще в конце Первой мировой войны, когда была создана человекоторпеда Magnatta (ит. пиявка), потопившая новый австро-венгерский линкор Viribus-Unitis. Новая торпеда SLC во многом напоминала свою предшественницу.
Способ применения торпеды SLC заключался в скрытном приближении к кораблю, стоящему в порту или на рейде. После этого экипаж прикреплял к днищу съемный заряд, расположенный в носовой части торпеды, и отплывал на безопасное расстояние.
Экипаж аппарата состоял из двух человек, водителя и механика, которые сидели верхом на торпеде в специальных седлах. Перед водителем устанавливался специальный экран, который защищал его от брызг при движении в полупогруженном состоянии. Под экраном находилась приборная панель и рычаги управления торпедой. За механиком располагался контейнер с инструментом: магнитными креплениями, ножницами для перерезки сетей и запасными дыхательными баллонами. Оба члена экипажа облачались в сухие скафандры и могли находиться под водой в течение шести часов.
До места атаки человекоторпеды доставлялись на подводных лодках. Первой лодкой, оснащенной крепежами для доставки торпед стала Ametista, под командованием князя Валерио Боргезе. Вскоре лодки стали оснащать специальными герметичными контейнерами для перевозки человекоторпед. Это позволяло избежать повреждений во время транспортировки.
Торпеды Maiale состояли на вооружении 10-й Флотилии MAS. Первое успешное применение состоялось 20 сентября 1941 года в Гибралтаре. Удалось потопить три транспортных судна, после чего диверсанты выбрались на берег и вернулись в Италию.
Самым же громким успехом Maiale стал рейд на Александрию в ночь с 18 на 19 декабря 1941 года. Три человекоторпеды были доставлены подводной лодкой Scire под командованием капитана Боргезе. Они были спущены на воду в полутора милях от цели и взяли курс на порт. Диверсантам удалось проникнуть в гавань незамеченными и заложить заряды под линкоры Queen Eizabeth и Valiant. Третьей жертвой стал танкер Sagona. В результате этой операции оба линкора были серьезно повреждены и надолго выбыли из строя, значительно ослабив мощь британского флота в Средиземноморье. До 1943 года Maiale участвовали еще в нескольких операциях в Алжире и Гибралтаре, но уже не добились громких успехов. После капитуляции Италии часть торпед оставалась в строю на стороне Северной Италии, другая часть стала трофеем союзников.