Интерес к этой теме возник в результате знакомства со множеством современных приборов для измерения времени, имеющих общий прообраз. Точнее, два прообраза с одним названием.
Beobachtungsuhren, выпускавшиеся с 1939 по 1944 год по спецификации рейхсминистерства авиации, удостоились рекордного количества реплик, подражаний и "фантазий на тему".

Привожу короткую справку, которую дал уважаемый
Mike Stuffler @ Watchuseek:
B-uhren для Люфтваффе поставляли пять компаний (четыре германских и одна швейцарская):
A. Lange & Söhne
Laco (Lacher & Co)
Stowa (Walter Storz)
Wempe (Chronometerwerke Hamburg)
IWC (International Watch Co., Шаффхаузен, Швейцария)
Производители использовали разные механизмы, изначально предназначавшиеся для карманных часов:
Lange & Söhne:
собственный калибр 48/1
Laco:
Durowe, калибр D 5
Stowa:
Unitas (Швейцария), калибр 2812
Wempe:
Thommen, калибр 31
IWC:
собственный калибр 52 SC (SC=seconde central)

Все эти часы соответствовали единым требованиям рейхсминистерства авиации:
- корпус диаметром 55 мм (носили B-uhren поверх рукава летной куртки, а то и на ноге - я не шучу! - поэтому габариты не должны казаться чрезмерными);
- длинный ремешок в комплекте (причина - выше);
- большая заводная головка, позволявшая переводить время, не снимая перчаток;
- стоп-функция для секундной стрелки;
- проверка хода по стандарту хронометра;
- маркировка FL 23883 на задней крышке;
- и, само собой, крупные светлые цифры и метки на черном фоне, покрытые светящимся составом.
От себя добавлю, что часы выпускались с двумя типами циферблата:
Bauart A (с 1939)

и
Bauart B (с 1941)
Beobachtungsuhren часто называют короче -
Flieger. Но это именно наблюдательские часы, а не пилотские. Пилоты Люфтваффе получали хронографы -
Hanhart с калибром 40 или 41:

и (с 1941)
Tutima c калибром 59:
Штурману выдавали часы, произведенные по заказу Люфтваффе, но внешне практически не отличавшиеся от стандартных часов сухопутных сил:
К слову, компания Berg (как и Stowa) выпускала часы и для Люфтваффе, и для Кригсмарине.
Как легко заметить, B-Uhren не были хронографами. Они различались (незначительно) формой корпуса, написанием цифр, у них были заводные головки разных типов - "барабан", "бриллиант", "луковица", но конфигурация была совершенно одинаковой, без дополнительных циферблатов и осей. И без календаря. Всегда с ручным заводом и центральным расположением секундной стрелки. Современные хронографы в стиле этих часов - не реплики, а вольные (порой и буйные) фантазии.
К слову, о репликах, подражаниях и фантазиях. Все производители наблюдательских часов дожили до наших дней. Три из пяти компаний производят новые версии Beobachtungsuhren. Первыми об этих основательно забытых часах вспомнили швейцарцы, выпустив
IWC Grosse Fliegeruhr - слегка уменьшенный вариант B-uhr в 47-мм корпусе:
A. Lange & Söhne коллег не поддержали. Однако по соседству с Lange, в саксонском Гласхютте, работает завод Glashütte Original, выпускающий серию часов
Senator Navigator:
И IWC, и Glashütte Original, и единственная попытка ренессанса от
Wempe стоят очень дорого (диапазон цен в зависимости от модели и ритейлера колеблется от 10 до 30 тысяч долларов), не будучи при этом репликами. Реплика в полном смысле слова, которую выпускает
Lacher, тоже обойдется недешево - в две с половиной тысячи евро:

Однако под маркой Laco производятся и вполне доступные часы в том же стиле:

Поклонники Beobachtungsuhren с большим уважением относятся к часам
Stowa:

Кроме оригинальных производителей, есть масса продолжателей и подражателей. Например,
Archimede:

А также Tourby, Aristo, плюс энное количество европейских предприятий и китайских часовщиков - благодаря которым нечто B-uhr'оподобное можно сегодня купить за 50 долларов, а то и дешевле.
Среди фантазий на B-тему попадаются весьма интересные вещицы - как этот "негатив" со стрелками-скелетами:

или гибрид пилотских и наблюдательских часов:

Мода на Beobachtungsuhren не проходит, так что мы еще и не то увидим.
Источник:
http://lord-k.livejournal.com/1308446.html