Часовой форум Watch.ru - Показать сообщение отдельно - Интерьерные часы
Показать сообщение отдельно
  #10  
Старый 18.10.2008, 01:41
Аватар для Ego
Ego Ego вне форума  
Moderator
 
Регистрация: 03.11.2005
Адрес: Киев
Сообщений: 32,155
Сказал(а) спасибо: 2,127
Поблагодарили 52,578 раз(а) в 10,196 сообщениях
GROSS UHREN

большие часы маленькой Германии



Немецкие часы  столь же глубокая, интересная и уникальная область для изучения, сколь и сам немецкий характер. Хотя на заре часового дела, в XVII-XVIII веках, Германия, в отличие от Англии, Франции и Швейцарии, не могла похвастаться созвездием великих мастеров, производство механических часов существует там аж с XIII века. Возможно, именно обособленность Германии от общеевропейского часового процесса и привела к тому, что немецкие часы пошли по собственному уникальному пути и заняли особую нишу на мировом рынке

Часовое зодчество


В XVIXVII веках в Германии, как и во многих странах континентальной Европы, наибольшей популярностью пользовались настенные и консольные часы. До изобретения в 1658 году Кристианом Гюйгенсом маятника они представляли собой уменьшенную копию башенных часов и признавались точными, если спешили и отставали не больше чем на полчаса в сутки.


Если посмотреть на типичные часы того времени, изготовленные германскими мастерами, то отчетливо ощущается мрачный фатализм и меланхолия, присущая тогдашним немцам. Настольные часы изготавливались вначале в виде печальных готических башен, а позже  с усовершенствованием механизма  на смену им пришли и еще более мрачные образы  черепа, распятия, а циферблаты и корпуса нередко украшались фигуркой Смерти.


В XVII веке средняя продолжительность жизни составляла 40 лет, для немцев часы казались наиболее подходящей аллегорией бренности всего сущего. А тот факт, что в конце того же века в Шварцвальде неожиданно возникло самобытное, оригинальное и достаточно жизнерадостное производство деревянных часов с кукушкой, можно объяснить разве что тем, что юг страны населяли не мрачные лютеране, а сравнительно веселые католики. Шварцвальд («Черный лес»)  на редкость живописное место: череда покрытых лесом гор и зеленых долин. Однако тамошняя жизнь была далеко не сахар. Землю из-за присутствия в ней скальных пород приходилось возделывать мотыгой, а не плугом.


В горах на весну, лето и осень приходится всего четыре месяца, а остальные восемь безраздельно властвует зима. С ноября по апрель Шварцвальд пребывает под толстым слоем снега, а горный ландшафт делает передвижения по местности невозможными. Стоит добавить, что немецкие крестьяне не имеют привычки жить деревнями, общаясь друг с другом через плетень,  земельные наделы расположены на значительном расстоянии, чтобы не нарушать чужое Lebensraum (то есть жизненное пространство).
Чем крестьянину заняться в занесенном снегом доме. Конечно же, народным промыслом. Вот и делала долгими зимними днями и вечерами большая немецкая семья вместе со всеми наемными работниками столовые приборы, ковши, бадьи, корзины и лари, которые охотно скупали приезжавшие весной купцы. Кроме того, регион издавна славился стеклодувами.


Кто именно является родоначальником часового дела в Шварцвальде, точно не известно, но существуют две популярные версии. Согласно одной, в 1683 году первые деревянные часы изготовили монахи аббатства Святого Петра, а по другой  их сделала уже в 1667 году семья Кройтц, проживавшая неподалеку от городка Вальдау (Waldau).
Точно известно, что устройство, отбивающее знаменитое «ку-ку», и саму птичку изобрел мастер по имени Кеттерер из города Шёнвальд (Schoenwald). Вначале он пытался создать устройство, имитирующее крик петуха, но музыкальная гамма оказалась слишком сложной, и мастер остановился на кукушке, для которой потребовалось всего два тона.

Немецкая Швейцария


Первые шварцвальдские часы были целиком сделаны из дерева, включая и колеса механизма (только оси были стальные), и имели всего одну часовую стрелку. Маятники в таких часах раскачивались прямо перед циферблатом. Классический длинный маятник появился в настенных часах только в 1760 году, когда мастера освоили изобретенный англичанами возвратный анкерный механизм. Поскольку токарное ремесло было основным в Шварцвальде, каждые часы представляли уникальный образецрезьбы и обработки дерева, а слава о них уже к середине XVIII века распространилась далеко за пределы Германии: они экспортировались в Англию, Италию, Францию, Турцию и Россию.


Часовое производство оказалось чуть ли не единственной перспективной отраслью региона. По немецким законам наследования дом и земля обычно доставались одному только старшему сыну, а его многочисленные братья и сестры вынуждены были жить на родной ферме на положении работников. Продажа резных часов и шкатулок позволяла заработать достаточный капитал для строительства собственного дома.Таким образом, к середине XIX века центр производства крупногабаритных часов естественным путем переместился в Германию. С развитием мануфактурного производства в Шварцвальде одно за другим стали открываться предприятия полного цикла  ведь наиболее разумно было создать часовой завод в регионе, где практически каждый житель  потомственный часовщик.


Среди наиболее крупных компаний того времени, поставлявших крупногабаритные часы по всему миру, можно назвать Schlenker&Kinzle, Staiger, Schmeckenbecher, Schneider, Mauthe и Urgos (две последние позже вошли в состав Hermle). В это же время окончательно формируется и стиль больших немецких напольных часов, оказавшийся популярнее английского и французского. Их отличает большая высота, прямые линии корпуса, прозрачная дверца «шкафчика», показывающая гири и маятник. В отличие от английских «дедушкиных» часов, у немецких нет столь явно выраженной «башни» и вычурной «короны». Захватив лидерство, немцы удерживают его и сегодня.


Секрет успеха заключался в том, что выпуск крупногабаритных часов и механизмов был поставлен в Шварцвальде на промышленную основу, а индивидуальные фантазии часовщиков вовремя уступили место типично немецкому сдержанному дизайну, который идеально подходит к любому интерьеру.


Поскольку Шварцвальд после войны отошел к Западной Германии, производство продолжало развиваться.
В начале 60-х годов XX века в часовой промышленности ФРГ было занято около 50 000 человек, немалая часть из которых трудилась в отрасли Gross Uhren (крупногабаритных часов). Ощутимый удар по немецким часам нанесло все то же изобретение кварцевого механизма.


«Начинка» часов перестала играть основную роль, а возросшая популярность пластиковых корпусов превратила интерьерные часы в массовый недорогой товар. В результате многие шварцвальдские фабрики Gross Uhren либо просто закрылись, либо переориентировались на выпуск наручных кварцевых часов, как это произошло, например, с одной из старейших фирм Junghaus: ее интерьерные часы XIX века являются антикварным раритетом, а сегодня  это недорогая дизайнерская марка.

Часы на все времена


Единственная компания, которая не только сумела выжить в новых условиях, но и стать единоличным лидером в производстве интерьерных часов на мировом рынке  это основанный в 1922 году дом Hermle, к слову, до сих пор остающийся независимым семейным предприятием. Сейчас у Hermle есть четыре фабрики полного цикла (три в Германии и одна  в США), а всего в компании работают около 500 сотрудников. Это четверть от общего числа работников, занятых сегодня в часовой промышленности Германии. Hermle не только производит напольные, настенные и каминные часы под своей маркой, но и снабжает механизмами практически всех крупнейших производителей интерьерных часов, и в этой области ему нет конкурентов: на долю компании приходится 80% рынка. В ассортименте Hermle можно встретить и эксклюзивные часы из ценных пород: вишни, дуба, капа и красного дерева (коллекции Elegance и Classic) и довольно неожиданные эксперименты с сочетанием стекла, металла, пластика и дерева (Hermle Design).


Хотя наиболее успешным направлением компании все-таки остается линия классических Gross Uhren: в первую очередь благодаря дизайну, точно отражающему представления о «вневременном» интерьере и хорошем вкусе.
Достаточно успешна и продукция другой немецкой фабрики, производящей интерьерные часы с собственными механизмами  Kieninger. В отличие от Hermle, предлагающей часы практически на любой вкус и кошелек, Kieninger производит дорогие эксклюзивные Gross Uhren. И здесь ей серьезную конкуренцию составляет компания Sattler, специализирующаяся на уникальных сложных механизмах с наворотами вроде репетира и регулятора. А «начинку» Kieninger и Hermle можно встретить в часах еще одной известной у нас немецкой компании  A.M.S., создающей традиционные напольные часы.


Кроме того, все большей популярностью пользуется и «исконная» специализация Шварцвальда: резные деревянные часы с неизменной кукушкой.Эти эксклюзивные произведения создают и экспортируют по всему миру фабрики Dold и Schneider. Кстати, Dold  после Hermle и Kieninger  третья крупнейшая фабрика Шварцвальда, известная еще и тем, что производит классические интерьерные часы по индивидуальным заказам.
Ну а чтобы окончательно убедиться в том, что немецкая мысль оказалась наилучшим образом приспособлена для экспериментов с большими механизмами, надо увидеть прецизионные (то есть с точностью, близкой к кварцу) и органные часы, которые в одиночку создает господин Маттиас Нэшке (Matthias Naeschk), кстати, экс-президент Академии независимых часовых мастеров (AHCI).
Резюмировать вышесказанное можно золотым правилом, которому не одно десятилетие следует весь мир: электроника должна быть японской, костюм-английским, а часы в доме  немецкими.


©Мои часы №4/2003



Источник: http://timeway.ru/articles/gross_uhren/
Ответить с цитированием
Эти 9 пользователей сказали Спасибо! Ego за это сообщение:
axt1 (14.03.2012), ChiaraBrown (04.11.2013), ghussacutta (27.03.2017), iKastaliec (19.09.2021), juriy46 (20.11.2016), Keytujd (08.02.2012), nnebusov1 (30.04.2009), Roman07 (12.10.2015), uhrolog (06.08.2016)