Что самое поразительное: Clock of the Long Now должны не просто двигаться очень и очень долго они обязаны ещё и показывать правильное время с высокой точностью в следующие 10 тысяч лет. Иначе пропадёт вся прелесть замысла.
Непростая инженерная задача. И всё же решаемая. Так полагают Хиллис и его соратники по фонду. И не без оснований.
В 01997 году фонд провёл совещание, очертившее проект 10,000 Year Clock, и тогда же Дэниэл представил друзьям прототип своего бинарного механического компьютера, состоящего из множества шестерёнок, кулачков и валов. Этот механизм стал сердцем всего проекта.
В самом конце 01999 года первый прототип 10-тысячелетних часов (он представлен на снимках под заголовком и в тексте) был построен и запущен. В новогоднюю ночь этот
Prototype 1 торжественно пробил два раза, озвучив приход 02000 года. Об устройстве таких часов мы поговорим чуть ниже, а пока ещё немного истории.

Prototype 1 готовится сыграть первый бой: вот-вот в окошке, заменяющем традиционную стрелку, число 01999 сменится на 02000 (фото Long Now Foundation).
В 02005 году появился второй прототип, на этот раз, выполненный не как "простые" часы, а как механический планетарий
Orrery, способный в течение столетий исправно показывать положение светил на небе.
В некотором роде этот небольшой шедевр является продолжателем "дела"
Антикитерского механизма, созданного ещё до Рождества Христова.
Кто знает, сколько столетий этот чудесный бронзовый прибор смог бы оставаться в рабочем состоянии, если бы не попал некогда на дно моря.

Orrery (на снимке и чертеже) показывает передвижение шести планет от Меркурия до Сатурна. Кстати, на циферблате Prototype 1 можно найти не только года, но также отражение хода светил: Солнца, Луны и некоторых звёзд (фото Nicholas Chatfield-Taylor, иллюстрация Long Now Foundation).
Вернёмся, впрочем, в наше время. Оба новых изделия послужили полигоном для отработки ключевых идей 10,000 Year Clock. Каков должен быть механизм счёта времени, маятник и привод, как можно добиться высокой точности хода и через тысячи лет после запуска...
Как вы уже поняли, создатели этих устройств сразу решили: никакой электроники, никакой электрики, всяких атомных часов и прочих штучек века. Вековую надёжность и безотказность может обеспечить только голая механика крупные металлические детали, выточенные с ювелирной точностью и филигранно подогнанные друг к другу.
Поскольку разделить циферблат на 10 тысяч лет было бы проблематично (часы показывают каждый год) и неудобно, его сделали составным. Два кольца сдвигаются друг относительно друга, образуя нужные сочетания цифр (фото Long Now Foundation).
Дэниэл подумал неизвестно же, что будет с часами через пару тысячелетий. (Уж не о крахе цивилизации от ядерной войны и последующем её повторном восхождении думал исследователь?) А потому они должны быть ремонтопригодными с применением только лишь технологий бронзового века.
Также важной чертой суперчасов должна стать прозрачность и понятность механизма: толковый механик при помощи лишь простого осмотра должен понять схему 10,000 Year Clock, чтобы создать деталь на замену сломанной или, кто знает, даже усовершенствовать прибор.
Но кто будет чинить такие часы? Это интересный вопрос.
9 сентября 02008 года должен выйти в свет роман "Анафема" (
Anathem) американского фантаста Нила Стефенсона (
Neal Stephenson), да-да, тоже знакомого Хиллиса.

За свои фантастические романы Нил Стефенсон получил несколько престижных литературных премий. Можно предположить, что "Анафему" также заметят (иллюстрация с сайта en.wikipedia.org).
В книге представлено постапокалиптическое будущее, в котором горстка учёных образовала квазирелигиозное общество, тысячелетиями поддерживающая жизнь в уединённом хранилище знаний (с часами, понятное дело), спрятанном от внешнего, обезумевшего мира.
Хиллис вот тоже подумывает, не скрыть ли запущенные "часы веков" подальше от посторонних глаз. Впрочем, пока, кажется, прятать свой "памятник Времени" Long Now не собирается, хотя стоять часы должны в одном из малонаселённых районов мира.
Недавно фонд приобрёл участок земли в восточной части Невады. 10,000 Year Clock должны найти пристанище где-то на горном хребте Снейк (Snake), на высоте 3 километров. Там, кстати, можно увидеть реликтовые сосны, возрастом в тысячелетия. Символично.
Есть тут и рациональная составляющая выбора: разреженный и сухой воздух должен способствовать сохранности металлических деталей часов.

Где-то здесь 10-тысячелетние часы должны появиться неизвестно когда. Фонд намеренно не ставит точных сроков реализации затеи, намереваясь проработать все детали досконально (фотографии Long Now Foundation и Stephen Johnson).