|
Госпремия за оживление павлина в Эрмитаже
Вложений: 9
Реставратор Михаил Гурьев получил госпремию за то, что работает, как часы.
В этом году трое специалистов Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа стали лауреатами Государственной премии России в области литературы и искусства [об этом см. на нашем форуме здесь. Ego]. Один из награжденных, главный часовщик Зимнего дворца Михаил Гурьев, каждую неделю заводит часы в залах главного музея Петербурга и приводит в движение знаменитого механического павлина. Корреспондент Metro понаблюдал за работой мастера. Из зала в зал перелетая К моменту нашей встречи Михаил уже успел осмотреть и завести половину часов в музее. Из зала в зал он перемещается стремительно, как на крыльях, так что за ним едва поспеваешь. Все движения отработаны годами: Гурьев подходит к экспонату, на ощупь выбирает и вытаскивает нужный ключ из скромного пластикового пакетика. Если циферблат расположен высоко, мастер скидывает ботинки и вскакивает на стул. При этом он постоянно заходит за ограждения, и сигнализация истошно вопит. Но хранительницы Эрмитажа уже привыкли к еженедельным вторжениям и почти не реагируют на них. Гурьев смотрит на часы, которые висят у него на шее на шнурке, и сверяет время. - Ремешок сгнил, поэтому ношу их так. Не очень удобно, но они хорошие, точные. Подарок на 300 летие Петербурга, - поясняет мастер. Обычно на всю работу уходит часа четыре, если не возникает никаких проблем. Лучше, конечно, когда в музее поменьше народа, – говорит Гурьев. – Например, в ноябре-декабре. Его можно понять – посетители задают вопросы и путаются под ногами. – А они музыкальные? – спрашивает маленькая девочка, глядя на часы с золоченым орлом. – Да, – отвечает Гурьев. – Сейчас они заиграют для тебя, – и поворачивает ключ. Медленно, будто нехотя, старинный механизм приходит в действие. Играет тихая мелодия органа. За то, чтобы различные часы с музыкой не фальшивили, тоже отвечает Гурьев и его лаборатория. Периодически специалистам приходится, например, подтягивать струны внутри инструментов – ведь их звучание меняется с началом отопительного сезона. Чинить часы приходится нечасто – ломается в среднем процентов 10 всех экспонатов. Что касается точности, то отставание в пределах трех-пяти минут – не повод для ремонта. - Я ничего там не подкручиваю, просто стрелки перевожу, потому что часы все равно «дышат» в зависимости от температуры и влажности, то отстают, то убегают вперед. По образованию Михаил Гурьев – инженер-оптик механик. Реставрация часов для него когда-то было просто хобби. А работал он в Государственном оптическом институте им С. И. Вавилова. - Там у меня был очень интересный человек в начальниках - Юрий Петрович Платонов. До этого он был главным часовщиком Пулковской обсерватории, а потом, когда появились кварцевые пришли на смену механическим, он ушел в оптику. Тут мы с ним и пересеклись, - вспоминает Гурьев. - Он меня много чему научил - и по жизни, и в профессии. Потом мы продолжили работать в Институте ядерной физики под Гатчиной. Потом начали вместе реставрировать башенные часы: в Ферапонтово, в Гатчине, в Мраморном дворце. Однажды пришли в Эрмитаж, чтобы посмотреть на здешние башенные часы - нужна была техническая информация. И как-то вот так зацепились. В Эрмитаже большая коллекция, более 3 тысяч часов, и в музее решили, что есть смысл создать специальную лабораторию. Я начал рабоать здесь в 1994 году. Кстати, впервые в Эрмитаже Михаил оказался, когда ему было около семи лет: - Меня привели в детскую художественную студию, но мои рисунки не понравились, и меня туда не взяли. Честолюбие было уязвлено, но я не особо расстроился - больше времени зато свободного. Время революции – В Малой столовой есть мемориальные часы “Носорог”. Они остановились, когда свергли Временное правительство. Их не велено заводить, – мимоходом замечает Гурьев. – Но мы их проверяли – механизм в порядке. И действительно, рядом с часами – табличка с надписью, сообщающей, что “контрреволюционное буржуазное правительство” арестовали в ночь на 7 ноября 1917 года в этой комнате. Это не единственные остановившиеся часы из коллекции Эрмитажа. Большая часть отреставрированных экспонатов (а всего их около 3000) хранится в фондах. – Там они спят, я их тоже не завожу. Это нормально, – говорит Михаил. На экспозиции в Эрмитаже около 50 часов. Среди них много карманных, и все они висят циферблатом к стене, потому что хранителям интереснее оформление корпуса. Вообще часы - пограничный объект, памятник и технической, и художественной культуры одновременно, поэтому показать сразу две эти стороны. Сам Михаил экскурсии не проводит - не положено по статусу. Однажды, правда, прочитал краткую техническую лекцию для эксурсоводов. - После этого они сказали, что больше никогда не придут ко мне – слишком все сложно, - смеется Гурьев. Чудо в перьях Наконец мы приближаемся к Павильонному залу, где находятся часы “Павлин”, знакомые всем по заставке телеканала “Культура”. Многие мечтают увидеть его в действии. Вот и сейчас зал полон людей, замерших в ожидании чуда. – Сначала установили официальный день и час для демонстрации “Павлина”, но потом вынуждены были отказаться от этой идеи, – поясняет часовщик. – Приходило слишком много народа. Во-первых, они ничего не видят, во-вторых, это уже опасно для экспонатов. Но те, кому надо, все равно узнают время. – Конец XVIII века, когда был создан “Павлин”, – это эпоха так называемой романтической механики, когда техника развивалась очень быстро, и в какой-то момент показалось, что можно создать живое механическое существо. Но на этом взлете все оборвалось. Дальше уже ничего такого сложного не делали. В то время были созданы знаменитые автоматы Вокансона – флейтист, который реально дует во флейту и перебирает механическими пальцами дырочки, рисовальщик, который сидит за столом и настоящим карандашом рисует собачку. Тот же Вокансон сделал утку в натуральную величину - она крякала, клевала зерна, пила и какала. Делать такие вещи было невыгодно. На самом деле Джеймс Кокс, который сделал павлина, работал в основном на Китай. Англия тогда начинала торговать с Китаем, и в обмен на фарфор, чай, шелк ей нечего было предложить. И вот англичане нашли эту нишу – часы, вернее, заводные игрушки, потому что время китайцы по-своему меряли и в ангийских часах видели лишь «самозвонящие колокола», - рассказывает часовщик. Михаил открывает дверцу и заходит внутрь стеклянной витрины. Что-то там подкручивает внизу, и части механизма приходят в движение. Наконец, золотая птица раскрывает шикарный хвост. По залу прокатывается вздох восхищения. Потом павлин склоняет голову. “Все”, – голос Гурьева звучит прозаично и пафосно одновременно. Мастер закрывает прозрачную “клетку”. И откроет ее только через неделю – если до этого в гости не пожалует какой-нибудь король. О премии Специалисты Эрмитажа Михаил Гурьев, Валентин Молотков и Олег Зинатуллин в этом году удостоены госпремии “За выдающийся вклад в сохранение и восстановление уникальных музейных часов и музыкальных механизмов, возрождение традиций российских мастеров”. Некоторые посетители музея спрашивают Гурьева, за что ему дали премию. Он отвечает, что не знает. – Я думаю, одна из причин – то, что мы ничего не ждали и ни к чему не готовились. Занимались своим делом, старались не размениваться на интриги, – считает лауреат. Церемония вручения в Кремле показалась Гурьеву монотонной и утомительной. – Напряжение нервное было, хотя и понимаешь, что это все вещь преходящая. По-моему, наши жены нервничали сильнее нас. А самый трудный момент для меня – когда фанфары звучат и надо выходить на дорожку, идти к президенту. Вложение 142263Вложение 142264Вложение 142265Вложение 142266Вложение 142267Вложение 142268Вложение 142269Вложение 142270 Источник: http://www.metronews.ru/novosti/kto-...bPzVsQImMg4oE/ |
Приятный материал.
Как оказалось, один мой приятель лично знает Михаила Гурьева, и даже бывал у него в гостях. Очень хороший дядька, по отзывам, и его молодая дочь (что редкость по нынешним временам), тоже пошла по стопам отца и является мастером-часовщиком;) |
Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов
https://www.hermitagemuseum.org/uplo...1731938464.jpg Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов (ЛНРЧиММ) организована в 1994 году. Первым ее заведующим был Ю. П. Платонов. Это единственная в России реставрационная лаборатория такого профиля. Сегодня в ней работают 10 человек. Часть сотрудников – профессиональные часовщики, остальные – представители других профессий, но всех объединяет любовь к своей работе. Основная задача лаборатории – изучение, научная реставрация и обслуживание музейной коллекции часов и музыкальных механизмов, которая насчитывает около 3000 экспонатов. Особенности этой работы вытекают из специфики часовых и музыкальных механизмов, как «пограничного» музейного объекта, то есть памятника и художественной, и технической культуры: в изготовлении корпусов участвовали лучшие художники и скульпторы своего времени, а в конструкциях механизмов использовались последние достижения науки и техники. Механические часы – единственный вид музейного экспоната, который имеет высокоорганизованную внутреннюю структуру, самостоятельно двигается и звучит. Работающие, тикающие, звенящие, часы повышают привлекательность музея; они вносят жизнь в музейные интерьеры, придают им новое измерение, звуковой акцент; они становятся мостиком, связывающим с прошлыми обитателями этого дома: мы слышим те же звуки, что и они. Естественно, что все эти объекты требуют постоянного внимания и квалифицированного обслуживания. https://www.hermitagemuseum.org/uplo...1731938465.jpg Часы и музыкальные механизмы всегда были высокотехнологичными изделиями, в их изготовлении участвовали десятки различных специалистов: музыканты, бронзовщики, краснодеревщики, ювелиры, эмальеры и т. д. Поэтому и комплексная реставрация, предполагающая наиболее полное воссоздание авторского замысла, подразумевает взаимодействие с большим числом специалистов как в музее, так и за его пределами. Чтобы облик вновь изготавливаемых деталей соответствовал оригинальным, реставратор должен работать по технологиям, соответствующим авторским. Он должен совмещать знания искусствоведа и квалификацию часовщика, разбираться в конструкциях механизмов и оформлении корпусов часов разных стран и эпох. Совершенно очевидно, что совокупность таких знаний редко встречается у одного человека, поэтому крайне важно иметь дружную команду профессионалов, чье коллективное знание и умение позволяет решать все вопросы. Опыт, приобретаемый в такой работе, уникален. Профессиональная реставрация подразумевает дифференцированный подход к каждому объекту. Степень вмешательства определяется после всестороннего изучения конкретного экспоната и согласуется с хранителем и Реставрационной комиссией. Такое согласование имеет значительный конструктивный момент: необходимо постоянно осмысливать и аргументировать принимаемые решения. https://www.hermitagemuseum.org/uplo...1731938465.jpg Наряду с исследованием объекта, много времени занимает расчет, проектирование и изготовление недостающих элементов механизмов с учетом стилистических, конструктивных и технологических особенностей, свойственных конкретной эпохе. В настоящее время основное внимание уделяется крупногабаритным экспонатам (настольные, настенные, напольные часы), которые после реставрации включаются в постоянную экспозицию музея или идут на временные выставки. На сегодняшний день в залах музея насчитывается около 50 действующих часов. К наиболее интересным реставрационным проектам можно отнести башенные часы Зимнего дворца, а также музыкальные часы европейских и отечественных мастеров: Гравела и Толкина (Екатерининские), П. Торнтона (Петровские), Д. Рентгена и П. Кинцинга, И. Штрассера; анимационные автоматы Дж. Кокса и П. Торклера, дрожки механические с органом и верстомером Е. Г. Кузнецова, часы «Павлин». Сотрудники лаборатории активно сотрудничают с коллегами в России и за рубежом, проводят консультации и оказывают практическую реставрационную помощь музеям Петербурга, России и зарубежных стран. В 2010 году работа лаборатории была удостоена Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. https://www.hermitagemuseum.org/uplo...1731938465.jpg https://www.hermitagemuseum.org/uplo...1731938465.jpg В 2024 году Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов исполнилось 30 лет. К этому событию приурочен фильм, созданный Сектором подготовки электронных изданий Государственного Эрмитажа [media]<iframe src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-204925489&id=456239057&hash=bc1a3f59d8c826f7" width="640" height="360" frameborder="0" allowfullscreen="1" allow="autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture"></iframe>[/media] Ссылка: https://www.hermitagemuseum.org/rese.../clocks?lng=ru |
Часовой пояс UTC +3, время: 17:37. |