|
Часы и морские хронометры на аукционе Christie's
Часы, повидавшие мир http://www.kommersant.ru/Issues.phot...383_1_t207.jpg Фото: 1 из 2Хронометр фирмы Usher & Cole. Лондон, около 1918 года, эстимейт £1,52 тыс. Хронометр мастерской Августа Эрикссона. С.-Петербург, около 1900 года, эстимейт £1,52 тыс. Хронометр Викторианской эпохи. Лондон, около 1840 года, эстимейт £46 тыс. http://www.kommersant.ru/Issues.phot...384_1_t204.jpg На лондонских торгах "Выдающиеся часы и морские хронометры" Christie's будет представлено больше ста лотов, и только шесть из них -- это морские хронометры, тем не менее, специально вынесенные в заголовок торгов. Среди прочих лотов -- дорожных (каретных) часов в прочных бронзовых футлярах, настольных, украшенных фарфоровыми завитушками, или больших настенных с деревянными завитушками -- морские хронометры сразу выделяются своей серьезностью. Это не просто часы, это -- приборы, от точности которых часто зависели человеческие жизни. Первый морской хронометр был изобретен по заданию британского парламента, который был очень обеспокоен большим числом кораблекрушений, происходивших из-за неправильного расчета местоположения судна. Еще бы -- чтобы правильно определить долготу и проложить курс, нужно точно знать разницу между местным временем и временем в фиксированной точке (за которую к тому времени договорились принимать Гринвич). Ошибка в одну секунду может означать неточность в определении местоположения судна в несколько сот метров, а если ошибиться минут на пять? Учитывая, что минутная стрелка вообще появилась на часах только к XVII веку, ясна важность проблемы. Плюс постоянная качка, резкие изменения температуры и влажности -- для создания морского хронометра необходим был технический прорыв. Чтобы его ускорить, в 1714 году парламент объявил премию в £20 тыс. Однако только в 1735 году Джон Харрисон смог предложить часы, которые соответствовали новым требованиям точности (главными новшествами были два баланса, которые колебались в противоположных направлениях, и подвижная опора, благодаря которой хронометр всегда находился в строго горизонтальном положении). Хотя эти часы (модель H1) весили 35 кг и были больше похожи на небольшой паровоз. Полностью ответила требованиям комиссии только модель H4, которую в 1761 году пришлось испытывать уже сыну Харрисона. Копию H4 под названием K1 использовал во время своего кругосветного путешествия Джеймс Кук. С того же времени для снижения перепадов температур морские хронометры стали помещать в деревянный футляр, служивший своего рода термосом. Все знаменитые часы Харрисона хранятся в старейших лондонских музеях. На торги выставлены их дальние потомки. Самый старый хронометр -- 1815 года, он сделан лондонским мастером Джоном Роджером Арнольдом для Королевской обсерватории. Этот хронометр использовался на королевских судах -- например, на бриге "Кенгуру" он плавал во Флориду и на Ямайку; его приблизительная оценка £4-6 тыс. Хронометр Викторианской эпохи (около 1880 года) в футляре розового дерева принадлежал лондонскому клубу морских офицеров The Army & Navy Cooperative Society (эстимейт £5-8 тыс.). Есть на торгах и хронометр с "русским происхождением" -- он сделан в петербургской мастерской Августа Эрикссона около 1900 года (эстимейт £1,5-2 тыс.) Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=851713 |
Класс!
Морские хронометры - сказка! |
Очень интересно, спасибо! Я человек впечатлительный, и сразу прочувствовал, что значило в те времена правильно, максимальноточно точно определить своё местоположение в океане. Наверняка GPS - навигаторы тогда были только у самых, самых продвинутых мореплавателей :) Так вот, поставив себя на место этих отчаянных людей, болтающихся в утлой скарлупке посреди безбрежного океана, сразу ощутил жгучее желание иметь на судне как минимум два хронометра ( Ведь даже радио, блин, нет! :confused: ) А ну как один сломается :eek: Вот интересно, возили, ли они с собой запасные хронометры, или вверяли свою безопастность одному, пусть даже очень качественному прибору? Наверняка на судне был ответственный за регулярный подзавод и содержание прибора.
|
Возили запасной, и несколько палубных часов возили. Они по точности почти как первичный хронометр, но поменьше и попроще в конструкции.
|
Часы и морские хронометры на Christie's
Цитата:
Хочу поинтересоваться, правда ли, что у морских хронометров детали покрытия якобы золотом или серебром чтобы не ржавели? По-моему, нет смысла покрывать трущиеся детали драгметаллами, но в Измайлово нам с приятелем так объяснили. Не проще ли сделать из нержавейки, например, с небольшим добавлением титана? Что значит хронометр посложнее, попроще? Как их различить внешне, если мы говорим про 20-й век, послевоенное изготовление? И просьба к Герману напомните ссылку на ваш сайт с ссылками, где можно скачать книги по часовому делу. |
90% часов до 1940-х годов имели золотое покрытие деталей (остальные - никель или серебро).
Любые старые часы с желтым механизмом имеют золотое покрытие на платах и полотнах колес. Трущиеся детали - оси - из углеродистой стали без покрытия. Нержавейки в таких условиях хватит на месяц работы, она мягкая. Хронометр посложнее - большая 90-мм "банка" с фузеей и хронометрическим ходом, очень точным и сложным в изготовлении. Попроще - анкерный ход, диаметр около 60мм, например такой: http://german.enta.ru/w/Wittnauer/wit1s.jpg http://german.enta.ru/w/Wittnauer/Wittnauer.htm P.S. книжки тут: http://german.enta.ru/books/books.htm |
Да, золотом покрывали и сейчас некоторые производители покрывают обычные часы,но в основном родием.
Хронометр посложнее это который с хронометровым ходом большой в ящике не переносной и попроще это палубный хронометр -обычные высокоточные часы которые можно выносить на палубу:) |
Часовой пояс UTC +3, время: 07:10. |