|
Waltham.
Добрый. Сегодня про необходимость своевременного обслуживания часов.
Попросили привести в порядок вот такой Waltham Traveler, судя по номеру 1900 год. https://i.ibb.co/XJ6CwTH/DSC01177.jpg https://i.ibb.co/0c3k9sc/DSC01181.jpg https://i.ibb.co/NTZgmFh/DSC01182.jpg https://i.ibb.co/p3CKyr8/DSC01183.jpg https://i.ibb.co/cFFN3PT/DSC01184.jpg https://i.ibb.co/DgdQCkh/DSC01186.jpg Из очевидного - оторвана крышка, треснуло стекло, стрелки ржавые, нет одного винта на шатоне, механизм стоит колом. Ну и немного патины и грязи. Причина неработоспособности - грязь и засохшее масло. Много и качественно. Перед разборкой пришлось сначала размачивать, что бы не переломать цапфы. https://i.ibb.co/jwd57P0/DSC01170.jpg https://i.ibb.co/j8jFVhZ/DSC01171.jpg https://i.ibb.co/D7twYK3/DSC01173.jpg https://i.ibb.co/YRrFSyJ/DSC01176.jpg Масло масла было много и засохло оно хорошо. Даже после размачивания колеса не выпадают из моста. https://i.ibb.co/ckqdy7b/DSC01169.jpg После разборки вылезло еще пара нюансов. Минутный триб оказался немного творчески доработанным. Решил заменить на нормальный, на всякий случай. Слева нормальный, справа тот что был. https://i.ibb.co/1757n7V/DSC01193.jpg Вилка. Палеты на вилке за сто двадцать лет жизни просто стерлись. Именно стерлись, причем латунным колесом. https://i.ibb.co/QvrHxfc/DSC01196.jpg https://i.ibb.co/6XdFt2f/DSC01198.jpg Работало это все не важно, да к тому же кто то пытался это скомпенсировать поворотом ограничительных штифтов вилки. В общем, не долго думая, я просто поменял вилку и поставил штифты на место. Корпус. Тут все стандартно. Сделал новую петлю и впаял. Общий вид решили оставить на уровне " слегка потертые часы и немного патины". В общем видно что старые, но раздражения не вызывает. https://i.ibb.co/6Y7yNSL/DSC01188.jpg https://i.ibb.co/5vLsrVN/DSC01189.jpg https://i.ibb.co/FxgsCYj/DSC01190.jpg Стекла нужного размера найти не удалось, взял стекло чуть побольше и обточил до нужного размера. В итоге, после всех ремонтов, обслуживаний, настроек, патинирований и прочего приведения в порядок стрелок получилось вот так. https://i.ibb.co/f9rxmwq/DSC01199.jpg https://i.ibb.co/C80Lx9R/DSC01200.jpg https://i.ibb.co/2dLx1sJ/DSC01201.jpg https://i.ibb.co/W6bYNc1/DSC01202.jpg https://i.ibb.co/d721DdR/DSC01205.jpg https://i.ibb.co/sy3ghsL/DSC01206.jpg Для стодвадцатилетних малокамневых часов на мой взгляд неплохо. |
Кстати, давно было интересно, как ведут себя латунные анкерные колёса в долговременной перспективе, но механизмы с таковыми пока не попадались. Насколько понимаю, у этих часов с колесом всё хорошо?
|
Латунные колеса ведут себя вполне обычно, что им будет. Нагрузки там не большие. На некоторых немцах анкерные колеса из золота и все работает. Да и коаксиальный спуск в авторском варианте подразумевал золотые колеса. Плюс латуни - делать проще. Минус - большой вес колеса. Если сравнивать со стальными облегченными, то разница будет как минимум в разы. А вес анкерной пары никогда в лучшую сторону не сказывался на хронометрии. В данном случае это не важно, механизм фактически семикамневый, просто в него еще три шатона воткнули для красоты.
|
Понял, спасибо.
Но, любопытно, простой механизм без претензии на прецизионность, но баланс все равно разрезной биметаллический. Или это просто обычная практика того периода из-за несовершенства спиралей до изобретения элинвара? |
Это массовое производство и унификация деталей. Нет никакого смысла расширять сортамент, только усложнит и сделает дороже. Просто чтобы понимать - на тот исторический момент Waltham это конвейерное производство по принципу "один человек - одна операция". Размер фабрики и количество рабочих сопоставимо с небольшим городом. Это не швейцария. Для того, чтобы сделать другой баланс нужны другие поставщики сырья, другая линия производства, другие люди. Смысла нет, если приконвеерном производстве разрезной биметаллический баланс, разработанный для половины модельного ряда, итак стоит копейки (скорее всего себистоимость меньше цента). По большому счету большинство часов отличаются отделкой (полностью машинной), количеством камней и корпусом. Отдельной категорией идут служебные часы - там немного другие запчасти и действительно есть настройка. Но с взаимозаменяемостью тоже все очень хорошо. Можно взять десяток часов из одного модельного ряда, разобрать, перешать детали, собрать десять часов и все они будут не просто работать, но и укладываться в ддопуска. А затевать дополнительную линию производства и встраивать ее в уже безотказно работающую систему смысла нет, не окупится такое удешевление.
Просто для примера. Адемер Пиге в 60х годах 20 века это просто шато в горах с штатом сотрудников чуть больше полсотни. Две трети модельного ряда производятся тиражем меньше десяти штук в год. До королевского дуба даже названий моделей не было. На фоне waltham начала 20 века они просто пыль. |
Цитата:
Камни в шатонах вообще не задействованы? Сейчас посмотрел ,Ваш мех (номер) пробивается как 7j. :confused: Однако по факту...:rolleyes: Среди немного более поздних есть похожие 11j. С тремя шатонами. |
Цитата:
|
Цитата:
Вот так он выглядит под циферблатом. Как видно камней там совсем не густо. И что толку от этих шатонов в ангренаже, если вилка просто в дырках. Взяли базовую семи камневую модель, добавили три шатона и новый механизм готов. Главное чтобы выглядело богато. Это вообще очень свойственно американским часам того периода. Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Часовой пояс UTC +3, время: 10:55. |