|
Небольшое дополнение к сюжету о заимствованиях (на примере восточных производителей)
Топик этот навеян отчасти темой про одинаковые стрелки и приведенным там в пример Ориентом, а в большей степени общими соображениями относительно заимствований, которые, как многим кажется, могут иметь место в японских часах, в том же Ориенте.
Цель топика не выяснить, заимствует ли что Ориент у кого-то или нет, а высказать всего навсего одно общее соображение относительно восточного подхода к заимствованию, копированию. Так вот там трактовка "копирования", "заимствования" изначально другая нежели Европе. Если в европейских странах - это отчасти синоним слова "воровство", то на Востоке - скорее слова "адаптация чужого к своим реалиям". И это не игра слов, чтобы скрыть суть вещей, а изначальная направленность менталитета. В Европе авторство очень ценилось, не зря все картины подписывались художниками. На традиционном Дальнем Востоке это было если не непринято, то по крайней мере встречается в разы меньше. Потому в Китае столь схожих живописных сюжетов, выполненных в целом одной манере, но разеными авторами, имена которых подчас неизвестны. Авторского права там попросту не было, во многом из-за отсутствия понятия "личности" в принципе, которое является доминантным для стран Европы. Это первый аспект. Другой аспект - в этих странах заимствования из других государств, у других народов считались скорее добродетелью, показывающей, что те, кто заимствуют, могут творчески применить в своих реалиях чужой объект - прибор, стиль в архитектуре, социальный элемент и т.д. Копируя китайские Запретные императорские города, вьетнамцы искренне полагали, что они берут "лучшее" (а значит достойное для заимствования) и улучшают (так и просится аналогия со словом, более принятым у нас, - "дорабатывают") это применительно к себе. Это не воровство, а творческое переосмысление с их точки зрения. Просто у кого-то (в большей степени у японцев) это переосмысление настолько значительно, что подчас полностью меняет изначальный вид заимствованного объекта, у кого-то (как у вьетнамцев) меньше, так что со стороны кажется будто ничего и не изменилось. И заимствовали Вьетнам, Корея и Япония у того же Китая отнюдь не все, а то считали полезным именно для себя и что не подорвет собственные устои. Любопытно, что подобные заимствования в целом схожи у этих трех стран (в первую очередь письменность и отдельные черты имперской религии). И то что не заимствовали тоже схоже: классическое конфуцианство, философский даосизм. При этом все три страны (особенно Япония) особо развили военный аспект, военное сословие, чему в классическом Китае уделялось не так уж много внимания. Данный пассаж никак не раскрывает сюжет о стрелках, но просто чуть-чуть помогает понять или хотя бы представить себе восточный подход к этой проблеме. |
Слышал подобное оправдание большого количества "заимствований" в Китае. То есть, собственно, китайцы и не считают, что они вообще воруют.
|
Заимствование настолько распространено в мире, что нет цивилизаций сохранивших самобытность, кроме, может быть, племен амазонии.
Минойцы адаптировали культуру Египта, Греки вобрали в себя минойскую цивилизацию, Рим поглотил греческую культуру, а европейские племена основали свою цивилизацию на останках римской империи. При этом не забываем о распространении греческой и эллинской культуры в Персию через войны, а персидские дворцовые этикеты и одеяния в Византию через Диоклетиана. Вопрос заимствования не должен рассматриваться, только вопрос прямого копирования, а иначе Омега Симастер - это копия Субмаринера... А вот грань, отделяющая заимствование от копирования очень тонка... |
.. как и смачная отрыжка - комплимент хозяевам по поводу вкусного блюда. Конфуцианство - ничего не попишешь.
Тему стрелок тоже не раскрыл. Омеги молодцы, чир надели Симастер на Бонда. Теперь и Субмаринер воспринимается как - о! это как бондовская омега) А ведь и ролекс ему тоже доводилось носить.. |
Цитата:
|
Это к тому, что явление объяснимо, но, как и адаптация чужого, менее противным от этого не становится.
|
Цитата:
|
Часовой пояс UTC +3, время: 01:19. |