|
Прогресс убийца привычных ценностей
Вы никогда не задумывались о том, почему сегодня традиционные методы коммуникации не в чести? Почему литература, живопись и скульптура больше не радуют нетленкой, и видеосюжеты вытесняют по популярности любые другие форматы коммуникации?
Я поначалу грешил на трудности, связанные с освоением информации, представленной в форматах, требующих навыков в усвоении. Например, чтение требует определенных усилий по домысливанию образов, содержащихся в словах, и самое главное, требует от читателя самостоятельно задавать ритм потребления информации. Та же история с созерцанием. Разве что переделывать слова в образы не приходится. Насколько всё проще с музыкой или кино, где информация структурирована во времени, и самостоятельные настройки темпа её потребления приводят к разрушению коммуникации. Представьте себе пластинку, запущенную на половине штатной скорости… Но немного поразмыслив, я, наконец, понял, что усилия по освоению традиционных методов коммуникации были оправданы безальтернативностью её каналов. В добрые старые времена у человека просто не было других средств коммуникации, кроме переписки, и созерцания, и ему волей неволей приходилось учиться и тратить силы на создание и восприятие образов, вызываемых текстами и статичным изобразительным искусством. Письменность была костылём, обеспечивающим коммуникацию в отсутствии возможности прямого общения, глаза в глаза, и достигла головокружительных высот в шедеврах мировой литературы. Но с развитием прогресса ограничения канала коммуникации были сняты видео связью и видео-контентом, позволившими повысить эффективность коммуникации до заложенных в природу человека ограничений. Сегодня никому не нужно напрягать воображение, чтобы увидеть то, что ему пытаются показать или вовлечься в то, что ему пытаются сказать. Таким образом, проблема восприятия информации в дистанционной коммуникации была снята, и потребность в освоении традиционных технологий коммуникации постепенно рассасывается вместе с ней. В результате, я с прискорбием пришел к выводу, что востребованность литературы и статичного изобразительного искусства снижается не от ленивости или тугоумия уважаемой публики, а по природе вещей. Просто всё это сегодня с большим трудом конкурирует с видео-контентом или видео-коммуникацией, и никаких надежд на возрождение былого величия литературы или статичной живописи не порождает. Финита ля комедия, мир уже никогда не будет прежним… Так и с часами, то, что раньше было необходимостью, сегодня давно утратило смысл, а инструменты, в своё время обеспечивавшие эту необходимость должны либо измениться, либо уступить место альтернативным вариантам. В последних нескольких темах мы упорно и эмоционально обсуждали перспективы новых форматов часов, основываясь в основном на личных убеждениях и здравом смысле. Но если посмотреть в корень проблемы, личные предпочтения, привычки, так сказать – единственный источник консервативности в подходе к часам, здравомыслие по отношении к вещам, утратившим смысл, уже не работает. |
Цитата:
Мне гораздо проще читать текст, чем смотреть/слушать т.н. подкасты. Проще в техническом, скажем так, плане. При чтении гораздо проще вернуться к какому-то непонятому сразу месту (слову, абзацу, главе). Проше сделать паузу и обдумать прочитанное. Проще... Много что проще. При этом формат подкастов тоже удобен и имеет свои плюсы. Я к тому, что в вашем эссе уж слишком алармисткое настроение. Не горюйте, будет ещё литература :rolleyes:. |
Цитата:
Мне книги воспринимать проще тоже, как и Protero и по тем же причинам. Да и когда работает фантазия больше личного восприятия, что просто гораздо интереснее. А описанное распространение новых средств, ИМХО, просто из-за спешки, скорость жизни всё растёт и растёт, и уже очень давно, потому чем короче подача, пусть и поверхностная в итоге, тем больше на неё спрос. |
На мой взгляд, причина не популярности литературы в последние годы, тоже в природе человека. Мы ленивые существа и в отношении информации. Нам легче усваивать видеоряд нежели читать и прорабатывать в голове образы.
Еще одной причиной вижу наше сегодняшнее образование. Где молодым людям не прививают желания читать, а наоборот я бы сказал отворачивают от него. То же самое в семьях, где родители виснут в гаджетах. Но я настроен более оптимистично. Многие из нас помнят свое разочарование от кинофильмов, которые смотришь после прочтения книги по которой это кино снято. Лично я после таких обломов не хожу в кино если читал книгу. Разочарование полное. Видеоряд это легко употребляемый примитив. Именно по этому так ценятся режиссеры которые умудряются его хоть как то вывести из этого. Именно эта разница и будет на мой взгляд спасением и дорожкой по которой люди вернутся к литературе. Но для этого нужно довольно много сделать. Нужно много менять в образовании и самое главное в семье. Моим детям хватило того что я пару раз не навязчиво порекомендовал книгу в период каникул во время отдыха. Прочитав ее и несколько других, у них открывалось желание читать переходящее в читательский запой. Чем и сам страдал раньше. И по сей день они с удовольствием читают по мере возможности и наличия времени. Конечно они так же торчат в гаджетах, но они знают что литература это очень здорово. Это как спорт. Если человек знает удовольствие и эйфорию от усталости после занятий, то он обязательно придет еще раз в зал или на беговую дорожку. Знаю много примеров сейчас когда люди в возрасте 27 лет начинают читать. Интересно говорить с человеком который под 30 лет первый раз прочитал Джека Лондона или Экзюпери, которых ты читал в 14 лет. Это конечно же не говорит о каких то их недостатках а наоборот очень радует то что они начинают читать. Начинают читать и находят ответы на многие свои вопросы в жизни. В кино такого нет. По крайней мере со мной. Ссылаясь на интернет против которого тут выступаю, есть много высказываний людей достигших большого успеха в жизни, где они очень критично высказываются на тему, что чтобы добиться успеха нужно не сидеть глядя ролики в интернете, а читать книги. Книги которые признаны всем человечеством. По этому я уверен что литература не умрет как искусство и будет востребована в будущем. Много мыслей есть на этот счет, но это очень на долго. И так по стариковски тут набрюзжал :) |
Уважаемый форумчане, написавшие выше свое мнение о приеме информации посредством прочтения (разделяю их взгляды), забыли сколько им лет. Осмелюсь предположить, что минимально от 35, а то и больше. И привычка читать у них была закреплена в детстве родителями, школой и отсутствием альтернативных источников информации в том количестве, в котором они, эти источники, представлены сегодня.
Замечали, что у современной молодежи, особенно у тех кому еще не исполнилось 15- 17 лет, присутствует, так называемая клиповость мышления, фрагментарность, невозможность сосредоточится надолго на какой-либо проблеме. Этому способствует именно современная подача материала в СМИ, учебные пособия в школах, у кого дети учатся в начальной или средней школе меня поймут. Современное искусство становится фрагментарным, не линейным, действие вместо размышления. Посмотрите современные фильмы, мультфильмы и сравните их с произведениями ну хотя бы восьмидесятых. Современная молодежь, в массе своей, не может долго смотреть, а тем более, осмысливать старые советские (и не только) фильмы, мульты. А что касается классических произведений, будь то Чехов с Достоевским или Эдгар По с Жуль Верном и Майн Ридом, для большинства - непреодолимая преграда. Мне это, как психологу, хоть и не практикующему уже, очень заметно. Для примера... Есть такая учебная система - Эльконина - Давыдова. В советское время по ней подтягивали двоечников и детей с замедленным развитием (она и разрабатывалась для этого) до уровня твердых хорошистов. В настоящее время по этой системе любят "образовывать" в дорогих частных школах... Я не ретроград и не утверждаю, что все совсем плохо. Но определенные наблюдения показывают, что образное мышление у современных детей отсутствует... Так что алармистские настроения уважаемого Владимира, не так уж и панически выглядят... |
А мне нравится прогресс. Вот бы ещё нормальное оружие изобрели, чтоб как бластер стрелял по прямой. А то надоело учитывать падение пули, боковой ветер, температуру воздуха, верх, низ...
|
Цитата:
|
Да просто мир другой стал. И это нормально. Судя по обилию людей во всяких буквоедах... читают.
Я терпеть не могу художественную литературу. Сам додумываю сюжет и бросаю. А вот научную и техническую читаю постоянно. Но зашел и купил Искусство Войны. Занятно. Приведу пример с машинами. Если раньше всем хватало просто мощного мотора и хорошего салона. То теперь нужны еще и розетки, спотифай в фоне на ГУ и прочие радости. А вот 300 сил чтоб в пробке стоять... всё меняется. Нормально будет. Книги не умрут, подкасты это удобно, ватсап это быстро, механика это лампово. |
Цитата:
Если следовать современной толерастии, то можно сказать легкие возрастные изменения -))) |
Рассуждения Владимира где-то в целом наверное можно озаглавить - "железный конь приходит на смену крестьянской лошадке" и они несколько отдают прямолинейностью. Вот новое, оно лучше чем старое, значит старое безальтернативно вымрет.
В то время как жизнь сложнее, многограннее и содержит неожиданные повороты. Вот смотрите - есть приложение Инстаграм. И в нём тучи разных celebrities которые выкладывают на всеобщее обозрение свою жизнь и в т.ч. часы. Если раньше многие не сильно-то и знали как тот Ролекс выглядит, то сейчас все в курсе. Что привело к появлению мнения что к увеличению спроса, дефициту и дикому удорожанию Ролексов и прочих часов привело распространение Инстаграм и прочих соц.сетей. Что в свою очередь привело к тому что уже выпускают статьи на тему "не носите свои дорогие часы на публике в Европе и не светите их в соц.сетях" (https://www.fratellowatches.com/watc...x-to-yourself/). Хотя казалось бы по логике прогресса механические часы должны были отмереть давно. Что до чтения книг. Ещё в моём детстве мне говорили - возьми почитай "Три мушкетера". На что я возражал - "Да зачем? Вон есть фильм (с Боярским), я уже видел". Но книга оказалась куда как лучше. Видео является одним из способов потребления информации. Но мне например все эти видеоуроки как и аудиокниги не заходят, я ухожу в свои мысли и теряю нить. Можно указать что "ты старой формации", но как бы у меня всю жизнь так - я и в институте на лекции терял нить и очень часто просто автоматом писал конспект, а уже дома читал и разбирался что к чему. Ютуб у меня как радиоточка времен СССР на работе. Я его (ютуб) включаю во время работы и слушаю в наушниках. Если задача требует мозговой деятельности, то музыка, если не требует, на автомате надо что-то сделать, то всякие новости и прочее "бубубу". |
Часовой пояс UTC +3, время: 17:17. |