Часовой форум Watch.ru (http://forum.watch.ru/index.php)
-   Общий раздел (http://forum.watch.ru/forumdisplay.php?f=13)
-   -   49 дней (дрейф самоходной баржи Т-36) (http://forum.watch.ru/showthread.php?t=521502)

KOLOMCHANIN 31.10.2019 00:44

49 дней (дрейф самоходной баржи Т-36)
 
Вложений: 4
Искал здесь поиском, не нашел - ни по фамилии, ни по названию данного происшествия, потому и тема создана.

Те кто вырос в 60-70-е знает наверняка эту историю, вкратце я ее изложу здесь... Вопрос в конце.

"17 января 1960 года в 9 часов утра по местному времени в заливе острова Итуруп ураганным ветром,достигавшим скорости 60 м/с,была сорвана со швартовки советская самоходная танкодесантная баржа проекта 306 под номером T-36.На её борту находилось четверо военнослужащих военно-строительных частей СССР, приписанных к барже:21-летний младший сержант Асхат Зиганшин и рядовые-20-летний Филипп Поплавский,21-летний Анатолий Крючковский и 20-летний Иван Федотов.
Экипаж боролся со стихией десять часов;около 7 часов вечера мотористы доложили,что запасы топлива на барже заканчиваются.
Зиганшин предложил выброситься на берег,но ни одна из трёх попыток результата не дала; хуже того, одна из таких попыток привела к тому, что баржа получила небольшую пробоину. Волны достигали высоты 15 метров;одной из таких волн, ударившей в рубку баржи,была выведена из строя радиостанция.Около 22:00 лишённую хода баржу вынесло в открытый океан.
На берегу было известно о борьбе баржи со стихией, однако больше сообщений с баржи не поступало.Как только ветер несколько стих, солдаты прочесали берег.Обнаруженные обломки бочонка для питьевой воды,сметённого с палубы волной,дали основание считать, что баржа была потоплена ураганом.В ряде источников выдвигается версия,что поисковые работы были остановлены также и по причине запрета выхода в море спасательным и другим судам в связи с проводившимися в те дни ракетными стрельбами.Однако эта версия опровергается фактами-в частности,район, закрытый для плавания в связи с испытаниями МБР,находился в центре Тихого океана,далеко от района дрейфа баржи.
Тем временем баржа относилась ветром на юго-восток от Курильских островов, где она, выйдя из течения Оясио,была подхвачена одной из ветвей течения Куросио,скорость которого достигает 78 миль в сутки.
На второй день дрейфа экипаж баржи провёл инвентаризацию запасов провизии.Их запасы составляли:15-16 ложек крупы, буханка хлеба, банка консервов и некоторое количество картофеля,который находился в машинном отделении и в шторм оказался пропитанным дизельным топливом.
Пресная вода имелась в системе охлаждения двигателей баржи;когда она закончилась, собирали дождевую.
Скудные запасы еды со временем закончились. В пищу пошло всё, что хотя бы отдалённо напоминало съестное-кожаные ремни,несколько пар кирзовых сапог,мыло, зубная паста.По воспоминаниям Зиганшина:
Мы его(кожаный ремень)порезали мелко,в лапшу,и стали варить из него «суп».Потом сварили ремешок от рации.Стали искать,что ещё у нас есть кожаного.Обнаружили несколько пар кирзовых сапог.Но кирзу так просто не съешь,слишком жёсткая. Варили их в океанской воде,чтобы выварился гуталин,потом резали на кусочки,бросали в печку,где они превращались в нечто похожее на древесный уголь,и это ели…
Дрейф продолжался 49 дней.Люди теряли в весе до 800 граммов в день-Зиганшин,ранее весивший 70 кг,похудел до 40 кг.
…В тяжелейших условиях солдаты смогли не только выжить,но и сохранить человеческое достоинство…
7 марта 1960 года в 1960 км от атолла Уэйк вертолётчики с американского авианосца «Кирсердж» заметили полузатопленную баржу, на которой лежали люди.Когда спасённых доставили на борт авианосца,Асхат Зиганшин заявил,что им ничего не нужно,кроме топлива и продуктов,и что они сами доберутся до дома. Но об этом не могло быть и речи: военнослужащие были крайне истощены и находились на грани жизни и смерти. Американцы были поражены тем,что советские солдаты и в таком состоянии сохранили человеческий облик и самодисциплину-когда им предложили еду,они не набрасывались на неё,а спокойно передавали тарелку товарищам;ели совсем немного, понимая, что от большей порции могут умереть,как иногда случалось с людьми,пережившими длительный голод.
Авианосец доставил спасённых военнослужащих в Сан-Франциско,где они были неоднократно интервьюированы, а также была устроена пресс-конференция,где члены экипажа Т-36, одетые в гражданские костюмы, предоставленные правительством США,отвечали на многочисленные вопросы,связанные с данным происшествием и с чудесным спасением.В Сан-Франциско земляков встретил Генконсул СССР А. А. Кардашов-фотография спасенных с ним была напечатана в те дни во многих газетах страны, размещена на афишных стендах в городах СССР. Губернатор Сан-Франциско вручил героям символический ключ от города. Каждому из четверых было выдано по 100 долларов,которые они потратили во время экскурсии по городу. Затем военнослужащих отправили в Нью-Йорк, где они встретились с представителями советского посольства и неделю отдыхали на даче.Из Нью-Йорка они отплыли на корабле «Куин Мэри» в Европу.Из Европы участников дрейфа,уже в военной форме,доставили в Москву,а затем,после медицинского обследования,их вернули в свою часть. Таким образом,герои совершили кругосветное путешествие.
По возвращении домой им был организован торжественный приём, они были награждены орденами Красной Звезды и получили широкую известность (в том числе и в популярной культуре).Министр обороны Родион Малиновский подарил спасённым штурманские часы, «чтобы они больше не блуждали»;Асхату Зиганшину было присвоено внеочередное звание старшего сержанта, его именем названа улица в Сызрани,улица в Алма-Ате,улица в с.Большая Атня в Татарстане,а также улица в городе Артёме.площадь в пос.Стрельна Петродворцового района г.Санкт-Петербурга
Телеграмма советского правительства:
"Младшему сержанту ЗИГАНШИНУ Асхату Рахимзяновичу рядовым ПОПЛАВСКОМУ Филиппу Григорьевичу, КРЮЧКОВСКОМУ Анатолию Федоровичу, ФЕДОТОВУ Ивану Ефимовичу
Дорогие товарищи!Мы гордимся и восхищаемся вашим славным подвигом,который представляет собой яркое проявление мужества и силы духа советских людей в борьбе с силами стихии. Ваш героизм,стойкость и выносливость служат примером безупречного выполнения воинского долга. Своим подвигом,беспримерной отвагой вы приумножили славу нашей Родины, воспитавшей таких мужественных людей,и советский народ по праву гордится своими отважными и верными сынами.
Желаю вам, дорогие соотечественники, доброго здоровья и скорейшего возвращения на Родину.
"
Н.Хрущёв.Москва, Кремль. 16 марта 1960 года
P.S. В реальности дрейф баржи в Тихом океане продолжался ровно 51 день,а не 49:по календарю с 17 января по 7 марта.Первым произнёс цифру «49» в своём выступлении Н.С.Хрущёв, но его побоялись поправить.Об этой оплошности в апреле 2010 года рассказал один из здравствующих ныне участников события Анатолий Фёдорович Крючковский. Когда их обнаружили в океане,у них оставались полчайника пресной воды,один сапог и три спички.С такими запасами,по расчётам спасённых,они смогли бы протянуть не более двух суток."

P.S. А вопрос у меня такой - сказано, что Малиновский подарил ребятам тогда штурманские часы,собственно учитывая годы хотелось бы понять какие именно,а может даже и воочию их увидеть.


Часовой пояс UTC +3, время: 17:21.

© 1998–2024 Watch.ru