|
Границы исторической часовой толерантности, где они?
Часовая индустрия существует уже несколько столетий. За это время человечество пару раз крепко ссорилось, потом мирилось, и опять ссорилось. Некоторые часовые бренды пережили несколько мировых войн, а некоторые даже сделали себе на войнах имя, и до сих пор, не всегда чистоплотные маркетологи великих часовых брендов активно эксплуатируют военные легенды.
Мы привыкли к тому, что военная аура бередит умы часовых фанатов, подливая топливо в маркетинговые воронки часовых брендов. Однако, интерес к военной теме делает часовую пропаганду заложником исторического кругозора потенциальных покупателей. За годы, прошедшие после великих войн, мир так и не забыл, в чьих часах пилоты летали бомбить их отцов и дедов, и в чьих часах плавали топить корабли, на которых эти деды служили. Не забыл, поскольку маркетологи вынуждены, так или иначе, следовать исторической правде, чтобы не испортить отношения с вдумчивой целевой аудиторией. Однако, несмотря на то, что факты использования часов тех или иных брендов в боевых действиях прошедших войн общеизвестны, и часы для военных нужд закупались по оборонным заказам, а не в бутиках, что гарантировало осознанный выбор производителей сотрудничать с теми или иными режимами, мы, потомки участников тех кровопролитных катастроф, стыдливо прикрываем глаза на прошлое своих часовых брендов – фаворитов, и даже вступаем в холивары в защиту их чести и достоинства. Мы, отцы и деды которых, несли дополнительные потери в связи с сотрудничеством этих брендов с историческими противниками того времени… Согласен, кто прошлое помянет, тому … крепко достанется. Я понимаю, что войны давно закончены и мир торжествует, и не призываю беспокоить скелетов в шкафах. Я лишь не понимаю, почему мы с такой лёгкостью прощаем IWC легендарный B-Uhr, дюжине швейцарцев армейские DH, и делаем вид, что Panerai лепил часы для боевых пловцов вообще, а не для диверсантов, топивших наши корабли? Ведь часы, это не жизненная необходимость, как в случае сотрудничества с лидерами мировой индустрии, подмочившими в прошлом репутацию, в инфраструктурных проектах. Это рынок ненужных вещей, которые мы покупаем не вынужденно, а по велению души. Так почему эта душа так толерантна к истории часовых брендов? Я еще готов понять коллекционеров старой военки, которую можно рассматривать как трофеи – символ победы, но тащиться от исторической ауры брендов, пропитанной запахом нашей крови, не могу. Если быть до конца честным, то я и сам не без греха. С удовольствием владею современными Lange & Sohne и был счастливым обладателем Lange B-Uhr и Laco B-Uhr. Но если второй и третий – сбитые лётчики, которых вполне можно рассматривать, как военный трофей, то моя лимитка AL&S поборола сопротивление в душе, помимо харизмы и интеллигентности, только доводами из серии, что, мол, это же была национальная мануфактура, у которой в годы WWII типа не было выхода. А вот у IWC выбор был, и компания его использовала по полной программе – изготовив 1000 B-Uhr по заказу Люфтваффе и 200 таких же механизмов для Английской Королевской Армии. Напомню, было изготовлено всего 1200 механизмов этого калибра IWC, и они все сегодня высоко ценятся среди коллекционеров. |
Была тема про Панерай и фашизм на днях, но кто-то по быстрому её выпилил.
Тем не менее, по следам той темы наткнулся вот на интересную статью. В частности, в описании поставки механизмов Ролекс для фашистких Анонимосов упомянут такой нюанс: "If Rolex knew about the Nazis and was not comfortable with it, why did they not just stop the supply? Why all the hassle to hide the provenance of the watches? The answer could be very simple. In May 2016 I had the unique opportunity to meet Maria Abetti Panerai, the widow of Giuseppe Panerai, in Florence. She told me that her husband had to risk a lot during the occupation of Florence. Times were very hard under the tyranny of the Nazis. A few employees of G. Panerai e Figlio were deported but Giuseppe did everything possible to get them home safely. Perhaps Giuseppe Panerai was forced and even threatened by the Nazis to order more watches for them. Facing defeat at almost every front, the Nazis became desperate to slow down the Allied offensives closing in from east and west. Hundreds of Kampfschwimmer were deployed to sabotage and blow up bridges. The Germans needed time to create new defense lines. Perhaps Giuseppe Panerai was somehow able to make Hans Wilsdorf , founder and owner of Rolex, understand what they were going through in the occupied city of Florence. At this point Rolex could have stopped the supply. But Hans Wilsdorf, knowing what Guiseppe Panerai was facing, maybe decided to help the Panerai family by delivering the watches as requested. In order to protect his brand he might have given the order to remove the Rolex name from the watches before delivery." Eсли Rolex знал о нацистах и ему было не по себе от этого, то почему они просто не прекратили поставки? Зачем все хлопоты чтобы скрыть происхождение наручных часов? Ответ может быть очень простым. В мае 2016 года у меня была уникальная возможность встретиться с Марией Абетти Панерай, вдовой Джузеппе Панераи, во Флоренции. Она рассказала мне, что ее мужу пришлось сильно рисковать во время оккупации Флоренции. Времена были очень тяжелыми при тирании нацистов. Несколько сотрудников G. Panerai e Figlio были депортированы, но Джузеппе сделал все возможное, чтобы доставить их домой в целости и сохранности. Возможно, нацисты вынуждали и даже угрожали Джузеппе Панерай , заказывая всё больше часов для них. Столкнувшись с поражением почти на всех фронтах, нацисты отчаянно пытались замедлить наступление союзников, приближающееся с востока и запада. Сотни Kampfschwimmer были развернуты, чтобы саботировать и взорвать мосты. Немцам нужно было время, чтобы создать новые линии обороны. Возможно, Джузеппе Панерай каким-то образом смог убедить Ханса Вильсдорфа, основателя и владельца Rolex, суметь понять, что они пережили в оккупированном городе Флоренции. В этот момент Rolex мог остановить поставки. Но Ханс Вильсдорф, зная, с чем столкнулся Гизеппе Панераи, возможно, решил помочь семье Панераи, поставив часы по запросу. Чтобы защитить свой бренд, он мог отдать распоряжение удалить название Rolex с часов перед доставкой." Источник https://perezcope.com/2016/04/05/panerai-and-the-nazis/ https://watchengines.files.wordpress...mous.jpg?w=970 https://watchengines.files.wordpress...mous.jpg?w=970 |
Цитата:
|
Цитата:
Однако, лично меня в этой ситуации интересует не мотивация часовых брендов, производивших часы для военных, как вражеских для России, так и дружественных. Времена были непростые, экономика требовала гибкости, и поначалу, вероятно, никто не представлял себе масштабов, до которых всё это могло дорасти. Меня досадует позиция "голубых воришек", с одной стороны, закрывающих глаза на историческую правду - отчетливо зная о ней, а с другой, упорно льющих воду на мельницы тех самых... Цитата:
Кстати, как Вы лично относитесь к часам брендов, поставлявших часы нашим противникам в те далёкие годы? |
Никак.
Проблема из пальца заделана. Меня один немец (все еще хранящий отцовский мундир в шкафу) очень просит советскую военку ему какую нибудь подогнать. Куплю ему водолаза, пусть таскает и радуется. |
Цитата:
Для упоротого фаната, железяка может быть ценнее всего, и истории и собственного здоровья и даже здоровья собственных детей, которым например деньги отданные на очередную железяку, пригодились бы для поездки на море. А так перед глазами довольный папаша с цацками и лето во дворе панельных многоэтажек. Большая разница деньги для здоровья, или деньги для для ухудшения болезни. Второе наркомания. :mad: |
Цитата:
Времени прошло уйма, супербренды давно отмолили грехи социальной активностью и подарками для фанатов, но лично я еще помню, как в своё время в Израиле невозможно было увидеть пожилого состоятельного человека на мерседесе, они предпочитали Вольво или Олдсмобили. Мерседесы покупал только таксисты, типа, и машина отличная, и налоговые возвраты большие. Объяснение, которое они давали, было простым и лаконичным, приводить его тут не стану. Лично я до сих пор не покупаю немецкие машины, и вовсе не потому, что они не идут моему типу красоты, привычка… С тех пор всё изменилось, этих стриков с номерами на запястье уже почти не встретишь, а их внуки хотят жить шикарно, и покупают то, что нравится, не заморачиваясь. И это нормально. Ненормально, когда в порыве холиварного запала всё ставится с ног на голову, и наши апологеты того или иного бренда, подмочившего в своё время репутацию, делают вид, что всё это враки. Я как то спросил у активистов израильской часовой группы в FB, как они уживаются с IWC например, ответ был многозначительный: «Это очень сложный вопрос, и его не стоит поднимать публично». Может быть, и тут так считают, тогда милости прошу обосновать свою позицию. |
ну 1000 там по заказу люфтваффе
подозреваю это чисто герингу на радости малые а так германия весьма зажиточной вступила во 2-ю никому там особо ничего не выдавали окромя формы и танка(самолета) все остальное свое в этой парадигме-лонжин часы вермахта |
Цитата:
Германия действительно поначалу заказывала часы на стороне, но ближе к концу войны стала делать часы на своих калибрах. Пожиже и попроще. Зенит DH карманный и наручный, действительно очень удачные часики, но было там еще много других швейцарцев, которые пережили войну, и еще долго пользовались заслуженным спросом... Кстати, Зенит сделал для американцев легендарные часики на L12, которые заслали нам по лендлизу. Их, вместе с карманниками зенитовскими раздавали комсоставу чуть ли не до 56 года... Вот Вам и работа на два лагеря:) А вот американские бренды, те, кто делал рашн вор релифы, до сих пор напоминают о бескомпромиссности марок. |
Цитата:
Что касается брендов, "запятнавших" себя сотрудничеством с нацистами - отношусь к этому более-менее спокойно. Т.е. это для меня не являлось причинами "за" или "против" при выборе часов. Lange для меня просто очень дорого, Laco не интересны, Panerai были - поигрался и расстался без особого сожаления. Вообще сильно не вникал в эту тему, т.к., например, если глубоко копать, возможно необходимо будет отказать себе в выборе какой-нибудь немецкой железяки (автомобиля?), к которой, возможно, концерн Krupp руку приложил... Кстати, про Krupp - при том, что они замарались по самые не балуйся в период второй мировой, в советские времена (знаю про 70-е - 80-е годы) они активно сотрудничали с нами в области металлургии. Не буду оригинален, но не стОит отождествлять и искать параллели между сегодняшними Германией и Италией и тем, что было 80 лет назад. PS Кстати, навеяло: в итальянских кафешках не раз встречал размещённые на почётных местах портреты Дуче... с трудом себе могу представить, чтоб в современной Германии кто-нибудь где-нибудь в общественном месте портрет фюрера пришпандёрил. |
Часовой пояс UTC +3, время: 02:05. |