|
Ждать ли ренессанса часовой культуры, или переквалифицироваться в коллекционеры?
Я давно пытаюсь разгадать загадку периодических всплесков духовной и интеллектуальной активности, которые являются акселераторами развития цивилизации. Нет, всё вполне логично, люди трудятся над познанием природы мироздания, этот труд приносит плоды и, накормленная ими цивилизация, потихоньку цветёт и пахнет. Но почему неравномерно, почему раз приблизительно в 700 лет наступает кульминация творческого порыва и цивилизация за несколько десятилетий делает скачок, на который в промежутках затишья понадобились бы столетия, а потом надолго успокаивается, переваривая накопленный потенциал? Меня этот вопрос очень занимает, и ответа, который бы меня устроил абсолютно, пока найти не удаётся. Диалектика элегантно объясняет это переходом количества в качество, но никаких критериев, временных и количественных не даёт, а значит, ничего не объясняет, а просто прозорливо трактует…
Природа очень изобретательна, она дала человеку разум, который способен выбирать между различными путями к цели, и подобный выбор может ускорить движение вперёд на порядки, по сравнению с банальным перебором всех доступных вариантов или надёжному движению по закрепленному инстинктами консервативному сценарию. Вбрасывая каждые сколько-то лет горстку возможностей, природа ждёт, как этот мир их отработает, а мыслящие существа – человеки, освоили такой порядок вещей и очень эффективно умнеют под её эгидой. Я отчетливо представляю себе великих греков, Праксителя, Мирона, Поликтета, Фидия, как они, работая с мрамором, вдохновлялись его податливостью и готовностью воплощать захватывающие их идеи. Как от шедевра к шедевру росла их творческая экзальтация, как в какой-то момент им стало казаться, что их творческий потенциал безграничен, и как, под натиском этого наваждения, границы действительно рушились, и они создавали божественное, неповторимое в своём духовном величии, совершенство. Куда делось это великое мастерство через несколько десятилетий, почему преемники греков – римляне, долгие века не могли даже приблизиться к величию своих предшественников и учителей, не ясно, но то, что через несколько столетий и римлянам досталось немного от священного пирога, отрицать никто не станет. Вероятно это фундаментальные принципы любого творческого развития, и часовая культура вовсе не исключение. Во времена великого Бреге, когда технологический потенциал уже позволял ощутить свободу от ограничений свойств материалов, а спрос на часы был достаточно высок, чтобы не задумываться о средствах при воплощении идей, мастера ощутили творческий порыв, и стали создавать необыкновенные шедевры, до сих пор поражающие воображение. В те времена были сделаны практически все великие открытия в часовом деле и опробованы все мыслимые усложнения. Через некоторое время, когда искусство стало превращаться в ремесло, и индустрия породила конвейер, развитие замедлилось, и остановилось на экономически оправданном и приемлемом потребителями соотношении цена/качество. Очередной тупик прогресса, досадное проявление фундаментальных законов развития. Тут вместе с падением уровня часов изменилось отношение к ним потребителей. Часы из шедевра, сокровища, передаваемого от отца к сыну, превратились в банальный предмет потребления, доступный и безыдейный. Мало того, в этой ситуации стало возможным кардинально изменить статус часов с роскошного аксессуара на доступный предмет повседневного спроса. Это чуть не убило часовую категорию, и в борьбе за выживание, индустрия воспользовалась историческим опытом, смимикрировав под пафосный элемент престижа и роскоши, в попытке возродить былое величие. Слава Богу, рядом были такие провидцы как Хайек и, впоследствии, Бивер, эти парни смогли замутить и возглавить назревшую революцию – эпоху часового возрождения, но увы, похоже, она уже позади… Как будет подстраиваться часовая культура под реалии современного мира, что ждёт механику, кварц или умные часы в ближайшем и отдалённом будущем и стоит ли надеяться на очередную эпоху возрождения – эти вопросы не дают мне покоя, то зарождая, то убивая надежду стать свидетелем нового всплеска творческой активности. Что скажете коллеги, пора перестать с замиранием сердца ждать ошеломительных новинок от индустрии и повернуться лицом назад, к нетленным шедеврам из прошлого? Или еще не всё потеряно, и грядущее сулит нам много новых ярких эмоций, связанных с искромётными новинками? |
|
Спасибо за блестящее эссе. Очень часто всплески той, или иной отрасли человеческого творчества возникают несинхронно, так, при относительном упадке живописи в 18 века, музыка поднялась на необычайную высоту, а в эпоху Леонардо, Рафаэля и Микеланджело музыка отставала чуть не на два столетия.
Оживление интереса к часам на моей памяти случилось в 90-е, сейчас сильно угасло. Угасло вместе с интересом к ювелирным вещам вообще. В Америке, где я живу уже сорок лет, переломной точкой можно назвать гибель Близнецов. После этой трагедии опустела 47-я, "бриллиантовая", улица в Нью Йорке, мужчины перестали носить перстни, запонки и пр., женщины ограничиваются ширпотребом. Часы носят, но благоговения они не вызывают, большинство пользуются смарт фонами. За это время произошёл колоссальный скачок в электронной технологии и в неё утекают средства, ранее предназначенные на приобретение механических чудес. Что ждёт часовую индустрию, не знаю, наверное не выведутся чудаки, очарованные изяществом движения шестерёнок и маятника, найдутся скептики, не верящие в вечное могущество розетки и рубильника. В фото индустрии за это время полностью ушла плёнка, моя коллекция камер лежит в коробках, одни начисто утратили ценность, другие остаются реликтами славной истории. В 2000-м году средняя цифровая камера поражала воображение 3,4 МР, сейчас я снимаю камерой с 42 МР и возвращаться в "тёмную" комнату с увеличителем не собираюсь. Тем не менее я сочетаю электронную технологию с старой ручной оптикой, благо, навыки остались. Полностью сознаю, что сотни тысяч моих цифровых снимков могут исчезнуть, как дым, случись непредвиденная технологическая перемена, или катастрофа, но возврата к старому уже нет. Слайды и негативы до цифровой эпохи останутся, их можно потрогать, просмотреть, сохранить. Как и механические часы, они никуда не денутся. |
Про чудаков это верно. Пойду упаковку стодвадцатого тмакса разморожу.
|
У меня тоже в подвале, в старом холодильнике, спят запасы плёнок и пластин 4Х5:).
Зачем, не знаю. |
Как всегда, - блестяще, бездоказательно и не о чём.
Ну дождались Вы, допустим Цитата:
Если только Ваше второе имя не Абрамович, то 99% этих новинок Вы только на картинках увидите. Восторгаться бум на фото? Ну, ну... С уважением. |
Цитата:
Именно поэтому я и смотрю на будущее часовой индустрии скептически, и сомневаюсь в том, что нас ждут новые шедевры… Цитата:
|
Я из стана часовых оптимистов. Как уже где-то писал, поколение 30-45 летних в массе своей слишком брутально, практично и экономно, поэтому часов зачастую вовсе не носит или носит смарт-часы/фитнес-браслеты.
Поколение Z наоборот, любит принарядиться, внимательно к деталям и аксессуарам и часы у 15-25 летних становятся более востребованными. Всплеск часовых микробрендов тому подтверждение Возможно этот тренд лет на 5 и потом всё стихнет, как уже было с ломографией, недавней модой на полароиды, папины кроссовки и очки Но пока наблюдаю рост хайпа на часы |
Цитата:
С другой стороны, нынешний прорыв можно оценивать как длящийся второе столетие. В конце 18 — начале 19 века пошли прорывы в технике, медицине, военном деле и т.д. В 20 веке они продолжились, в 21 веке несколько сменили вектор, но тоже продолжаются. То есть тоже не !десятилетия". |
Цитата:
Скорее, сейчас унылая межпрорывная стагнация, которая для часов может затянуться навсегда, поскольку мотивационных факторов прорыва я лично не вижу. В часовой культуре, вероятно, периодичность прорывов кардинально отличается от общей динамики развития мировой культуры, периоды сильно короче, и они сокращаются. В общечеловеческой культуре сейчас тоже глубочайшая жопа, которая длится со второй половины 20 века, и увы, может честно затянуться на столетия. Если Вы считаете, что уровень современной прозы, музыки, скульптуры, изобразительного искусства или архитектуры сильно отличается от тёмных веков, то да, это так, но отличие заключается лишь в техническом уровне средств выражения, а не в мастерстве или гениальности творцов. Не стоит отождествлять научно технический прогресс с прогрессом человеческой культуры, возможно, в некоторых случаях векторы у этих процессов разнонаправлены. Хотя Толстой настаивал на том, что основной задачей искусства является эмоциональное осмысление прорывов в науке и технике. Похоже, погорячился. Прорывы в науке и технике отвлекают таланты от искусства, и оно чахнет… |
Часовой пояс UTC +3, время: 15:53. |