|
Высокое часовое искусство – миф или реальность
Любая потребительская категория переживает на пути своего существования три традиционных этапа: зарождение, созревание и увядание. Это неотвратимый процесс развития потребительских предпочтений под влиянием развивающейся категории, на которую в свою очередь влияют изменяющиеся предпочтения, что в свою очередь вызывает появление новых потребительских категорий-заменителей, вытесняющих из обихода свои прототипы. И так до полного исчерпания потребительской ценности и выхода категории из обихода. Так было бесчисленное число раз за историю потребления, и так будет продолжаться до бесконечности.
В процессе развития, потребительская категория ведёт борьбу за выживание по законам, сходным с законами выживания своего потребителя. Ведь, по сути, любая потребительская категория создаётся по его «образу и подобию», в некоем усеченном формате, определенном заложенным в неё функционалом, и её жизненный цикл в чём-то повторяет жизненный цикл потребителя - человека. В этом смысле, часы - абсолютно уникальны. За тысячелетия своего существования они прошли несколько радикальных трансформаций, крайне противоречивых на первый взгляд, и на финишной прямой, перед тем как покинуть нашу среду обитания в качестве независимого хранителя и индикатора времени, они вступили в последний бой с беспощадно циничным и прагматичным прогрессом, вооружившись накопленным за тысячелетия арсеналом. Напомню, в начале было слово… Ну, не совсем слово, но принцип действия и конструкция первых часов были сродни по простоте и законченности слову, означающему их название. Водяные клепсидры, песочные часы, солнечные гномоны – лаконично, гармонично, просто и целесообразно, до невменяемости. Пока часы были просты и не требовали значительных затрат для их создания, они оставались аскетичными приборами для измерения времени. У строителей часов не было мотивации привносить в механику и эстетику часов нечто, повышающее их ценность в глазах заказчиков – потребителей. Цена часов вполне соответствовала полезности исполняемой ими функции – измерению времени. Однако, со временем, прогресс и потребности цивилизации (компактность, транспортабельность, надёжность, персональность, точность), привели к усложнению принципов построения часовых механизмов, что существенно удорожило их производство. Тут в игру вступили коммерческие технологии, призванные оправдать высокую стоимость приборов для измерения времени в глазах потребителя, и часы стали приобретать самостоятельную ценность, отличную от ценности практической. Началось украшательство часов всех сортов, использование драгоценных материалов, высокохудожественная отделка элементов механизма и циферблатов, использование фантазийных конструкций и усложнений, не оправданных собственно функционалом часов. Зачастую, практическая ценность усложнений была притянута за уши, только для того, чтобы оправдать высокую стоимость хранителей и индикаторов времени. Часы превратились в изысканный предмет роскоши, обретя ауру произведения искусства. Со временем, потребности цивилизации трансформировали дорогостоящее устройство, доступное лишь избранным, в обязательный предмет обихода, что привело к резкому снижению себестоимости и стало причиной обесценивания потребительской категории в глазах её аудитории. Шло время, часы развивались вместе с прогрессом, и в какой-то момент почти превратились в банальный утилитарный предмет потребления, практически утративший былое сакральное величие. Они почти переродились в рутинный элемент повседневности. Без сомнения, это был тупик для потребительской категории в глазах индустрии, которая существовала за её счет. Часы, как потребительская категория, при поддержке индустрии, сопротивлялись, как могли, и, в качестве последнего оплота, решили вернуть себе былое величие, используя опыт из прошлого. Они решили мимикрировать под произведения искусства, тем самым изменив свой статус из предмета потребления, теряющего значимость и ценность, в предмет восхищения и коллекционирования, трансформирующий потребителя из плебея в патриция духа. Очень логичный и элегантный ход, который дал часам дополнительное время, чтобы перегруппироваться и подготовиться к продолжению схватки за выживание. В случае часов, этот трюк был неоднозначным. Дело в том, что в отличие от других потребительских категорий, идущих тем же путём – таких как ножи, курительные трубки и ручки, часы сильно ограничены эргономикой. Если нож, или трубка, не потеряют актуальности, даже приняв фантазийные формы, часы просто утратят потребительскую ценность, они перестанут быть хранителем и индикатором времени, как только на них станет неудобно его считывать. Поэтому, вместо того, чтобы экспериментировать с форм-факторами, часы решили поиграть с механикой, где возможности для экспериментов ограничены лишь законами природы… И тут всплывает серьёзное противоречие, преодолеть которое часам, как мне кажется, не удастся. Создать произведение искусства из часового механизма, вероятно можно, но принципы создания механизмов в корне противоречат принципам искусства. Механизмы могут быть эстетически совершенными, поскольку они могут строиться в соответствии с законами гармонии, однако, быть олицетворением эмоции, её носителем и генератором, механизм вряд ли способен. Во всяком случае мне лично подобная ситуация кажется абсурдом. Попытки убедить потребителей в том, что техническое, и даже эстетическое совершенство можно трактовать как искусство – на мой взгляд, бесперспективны, поскольку сделать механику средством выражения эмоционального состояния смогла бы лишь уникальная личность, способная совместить технический интеллект с гением художника. В истории искусства был такой персонаж – Леонардо, однако в его творчестве мухи и котлеты жили абсолютно раздельно. Его изобразительные шедевры никак не пересекаются и не уживаются с его техническими изысканиями. Я готов признать, что отделка корпусов, браслетов и циферблатов наручных часов великими художниками, графиками и гравёрами даёт часам бесспорное право войти на Парнас, но механические изыски считать искусством, высоким или не очень, я просто не готов. Отмечу, что речь идёт в основном о носимых, карманных и наручных часах, интерьерные часы живут немного иначе, хотя ситуация с механизмами сходна. Возможно, я заблуждаюсь, и уважаемые форумчане меня переубедят, но до того, как это произойдёт, я буду считать термин «высокое часовое искусство» маркетинговой байкой индустрии. Максимум, на что я готов согласиться без боя, так это на «высокое часовое мастерство», и только… А вы как считаете??? |
С утра о чем-то таком думал, покручивая в руке новоприобретенный карманный зенит начала века, явно из «простачков», а на руке был defy начала 21 века, куда более расфуфыренный
Конда-то возможность определять время не по городской ратуше вообще была роскошью, а потом стала массово доступной. И чтобы отличаться от обладателей массовых часов, надо было иметь уже роскошные. Роскошные как минимум по внешнему исполнению(искусство украшения), а ещё лучше - функциональное превосходство (искусство механиков) В наше время добиться функционального превосходства над смартчасами при помощи механики - скорее всего нереально, остаётся цепляться за механическую составляющую, автономность от зарядки, комбинирование электронных(или цифровых) функций с механическими. С этого дизайн-процесса слетел налёт седовласости и умудрённости вековой традиции - просто пришло время открытой информации. Мы не попадём в мастерскую Грэма или Бреге -надцатого века, и создание цилиндрового и анкерного хода не увидим. но мы чуть ли не онлайн можем наблюдать за процессами дизайна, сборки, обслуживания и т.д., а на выставке пощупать Новый зенит defy lab (inventor), вот вам новый двигатель в прямом эфире. Или на ютубе увидеть разбор спрингдрайва Grand seiko. Собственно, мне кажется, что аспект искусства теперь больше в сопричастности, чем в просто красоте и сложности. Языком современных маркетологов - пользовательский опыт в рамках часового продукта сильно расширяется. Да, это маркетинг, но товары давно перестали продавать себя сами. Хотите, чтобы индустрия жила - дайте ей делать продажи и простите ей наличие маркетингового подразделения в составе компаний |
Цитата:
Попробую пояснить свою позицию поподробнее. Искусство, это область человеческой практики, занимающаяся эмоциональным осмыслением мира, его эмоциональным познанием и эмоциональным изменением. Основной задачей людей искусства, а, следовательно, и задачей, которую они ставили перед искусством в целом, всегда было создание, сохранение и передача эмоций людям при помощи различных средств выражения. Именно эти средства выражения и определяли тип искусства, выделяя изобразительное, литературное, музыкальное и прочие его виды. В случае создания часовых механизмов, я лично никак не усматриваю эмоциональной составляющей, и не могу припомнить ничего среди известных мне механизмов, которые можно было бы воспринимать в качестве средства выражения эмоций. Без сомнения, техническое совершенство восхищает, а техническая сложность завораживает, однако поверить в то, что это совершенство или усложнения могут использоваться или реально используются строителями механизмов с целью создания или передачи какой либо эмоции, отличной от изумления и восхищения мастерством и изобретательностью, у меня не получается, никак. Есть поразительные по своей сложности и гармоничной элегантности механизмы, как в старинных, так и в современных сложных часах, чего стоят гиротурбийоны, автоматоны, модели вселенной и прочие изыски. Но искусство ли это, и в чем его смысл, до меня пока не доходит. |
Не уверен насчёт корректности своего примера, но все же; вот, если взять музыку, какое-нибудь сложное произведение-оно состоит из партий для каждого инструмента, каждый музыкант(группа музыкантов) из оркестра играет на своём инструменте что-то своё. Из слаженных действий этих людей и складывается мелодия, которая и представляет собой произведение искусства. Так, в сложном механизме каждая деталь, шестеренка-отвечает за какое-то своё дело (партию:)). Вот только мелодий-то много, а время само по себе едино. Хотя и исполнять что-то одно и по-разному можно... Или вот если брать в общем-каждые часы по-своему отображают время (произведение)-какие-то плавно секунду показывают, какие-то прерывисто, какие-то тикают громко, а какие-то и не слышно практически. В общем, если взять время в качестве произведения, которое каждый механизм по-своему отображает, исполняет, так сказать. Причём, можно оценить не просто качество исполнения произведения (спешит, отстаёт-значит не очень получается), но и как исполнение происходит (спринг драйвом, просто механически, кварцем и.т.д), и это уже как бы искусство получается, как исполнение другими инструментами. Я извиняюсь, если как-то криво выразился, писатель не очень из меня) надеюсь мысль донёс свою.
|
Я не уверен, что смогу согласиться с тезисом о том, что искусство увековечит только эмоциональную составляющую. точнее, расширю - конкретный предмет искусства увековечит и ее, и ещё и мастерство, технологию, локальный Пик ее(технологии) совершенства. Искусство встроить новый элемент(пример defy lab) - пока это не случилось во второй раз, это ещё искусство(или новация), а не ремесло. Искусство встроить новый материал и обрамить это визуально (ненамагничивающиеся детали, вроде в Улиссах) - тоже до появления первых конкурентов это ещё искусство. Совмещение умений в разных областях в одном предмете(неполно воспроизведу слова Чайкина - часовщик должен уметь и обрабатывать металлы, и конструировать, и эмаль на циферблат наносить и тд) - чем не искусство? Отсутствие вообще вида на механизм (открытые крышки-то уже почти у всех) в ролексах- тоже в каком-то смысле стало уникальным атрибутом и с этой точки зрения может даже стало искусством
Но если продолжить про эмоциональное - Да, в случае с часами мы говорим о серийно производимых предметах, отличающихся номером механизма. Да, мы не сможем говорить о том, в каких раздумьях был часовщик, стоящий на определенном этапе конвейера. Тут интересен пример с оркестром VladislavPetrovich, когда объект искусства у нас музыкальное сочинение, а многократное воспроизведение разными оркестрами - что это? Но момент замысла все равно остаётся уникален. тут мы находимся в промежуточном этапе - пока нейросети не обучат синтезу продуктовых гипотез на основе данных о желании покупателей. Дальше встанет вопрос о том, считать ли искусством объекты творения, замысленные объектами творения человека) |
Цитата:
Фундаментальные стороны: Потребность человека в гармонии Загадка, тайна Воображение Продление жизни, бессмертие, вечность Ритуалы, символика Более приземленные цели, опосредованые Коммуникация Развлечение Авангард(изменения) Лечение Протест Как я понимаю, любой вид деятельности человека в высшей стадии развития есть искусство. |
Цитата:
Но позвольте спросить, чем же отличается художник от ремесленника, степенью мастерства? Отнюдь. Художник творит эмоцию, а ремесленник, пусть и очень, или даже очень-очень креативно, производит, изготавливает. Конечно, художник в своём творчестве тоже использует ремесло, ведь ему приходится овладеть инструментом – средством выражения, и овладеть им виртуозно. Но в отличие от ремесленника, перед художником всегда стоит сверхзадача (пусть даже не до конца сформулированная в его сознании в идеологическую платформу), которую он пытается решить в процессе творчества. А у ремесленника задачи конкретные, как правило, технические, состоящие в нахождении путей осуществления первоначальной задумки, никак не претендующие на решение общих вопросов духовной жизни личности. Он просто решает поставленную задачу, красиво, элегантно, тонко, но бездуховно. Цитата:
|
Цитата:
Действительно, искусство возникло из мифотворческой способности человека, заложенной природой в качестве противовеса креативному порыву разума, для того, чтобы избежать паралича воли. Ведь если не дать разуму возможность фантазировать, он в голой логике быстро упрётся в нецелесообразность деятельности с не стопроцентным результатом. Именно этот механизм (считайте его инстинктом разума), породил вначале религию, и позже, когда человек научился извлекать удовольствие из абстрактных результатов своего труда – из собственно результатов творчества, искусство – эмоциональное творчество. |
А вам не кажется, что «творить эмоцию» - это давно «разработанный» аспект товарно-денежных отношений и часть экономики впечатлений? Даже арт-перформанс тем или иным способом монетизируется
И филигранное утончённое искусство тут меркнет рядом с милыми котиками и продукцией, толкаемой через Инстаграм Единственная разница в качестве эмоций, сложности цепочки вызываемых мыслей и переживаний, вот такого сейчас делают мало - и часовое искусство относится к этому малому |
Цитата:
|
Часовой пояс UTC +3, время: 23:48. |