|
Маятник с верхним противовесом
Друзья, подскажите, пожалуйста, какой алгоритм настройки скорости хода в часах такого типа?
[media]https://youtu.be/XHf0oYITcPY[/media] [media]https://youtu.be/aBWlWr115rQ[/media] Я даже затрудняюсь определить тип этого маятника... Понимаю одно - верхний противовес влияет на скорость хода, но просчитать это влияние никак не получается. Поднимал такие часы из праха впервые, поэтому могу упускать за мелочами главное. Junghans. В механизме несвободный английский ход. Скоба с круглыми штифтами и анкерное колесо с плоскостями импульса на зубьях. Как в обычных будильниках. К скобе намертво приклёпан груз, который стремится держать скобу вертикально. Между скобой и качающимся вместе с корпусом механизмом, кроме штифтов вилки нет никаких других соединений. |
Прикольно, а там что нибудь крутится в нижней части маятника?
|
Часть, которую можно двигать, это бронзовый шар, нижняя пика, навершие шара с пружиной и вся ось. Движется всё это великолепие круглой гайкой с накаткой, расположенной в верхней части подвеса.
Единственное, что мне пока понятно, что двигая этот узел вверх-вниз (кстати, диапазон этого движения достаточно узок - всего 15мм), как и в обычном маятнике, можно добиваться нужной скорости хода. Мне настораживает, что имеется какая-то точка, достижение которой может привести систему в странное равновесие. Мне не хватает знаний о таких полу-равновесных системах. Разумом я понимаю, что до этого не дойдёт, но в процессе ремонта был момент, когда часы спешили на 3-4 часа в сутки. Я смог понять, что дело не в длине маятника, а в дефектах спуска, с которыми пришлось повозиться, пока спешка часов не уменьшилась до 2 минут в сутки. Но, чем дальше я двигаю груз вниз, тем больше растёт спешка часов... Будет-ли движение груза вверх влиять на скорость хода линейно, или чем выше груз, тем значительнее влияние инерции системы, превращающейся из маятника в коромысло? Поиск истины вслепую может занять много времени, т.к. мне пока не от чего оттолкнуться в своих знаниях. |
Неделя наблюдений показала, что груз опущенный в нижнюю точку даёт спешку часов на 15 минут в сутки.
Ну, хоть это стало ясно... Почему так долго? Во-первых, здесь и выходные уместились, а во-вторых, проверял, постоянная-ли это спешка или переменная. |
Смещение верхнего груза вверх должно давать минус, вниз - плюс. Для нижнего груза (если он подвижный) - наоборот.
|
В этом я уже успел разобраться.
Подскажите, кто знает, как правильно называется этот тип опорного маятника-балансира? Весь корпус имеет свободу вращения в трёх осях, в установленных пределах, разумеется. В опорной полке вставлены два рубина с полукруглыми углублениями. В эти углубления, острыми цапфами, опирается скоба, в центральной своей части, имеющая вертикальную ось вращения. Уже на эту ось свободно насажен корпус с маятником. Это позволяет маятнику колебаться влево-вправо, вперёд-назад и вертеться на оси вертикально. Такой подвес позволяет ставить часы на любую поверхность без строгой горизонтальной регулировки. |
Все что смог найти - изобретателем такого типа часов был часовщик Гильметен...
http://5oclock.ru/mehanicheskie-chas...-sekretom.html |
Вот здесь, похоже, более полная исходная версия статьи: Загадки и тайны старинных часов. Упомянут маленький маятник.
Конструкция с несколькими осями вращения напоминает Карданов подвес. |
Часовой пояс UTC +3, время: 00:26. |