Не вижу сложностей в экспериментальном определении как массы маятника - выбирается минимально возможная, обеспечивающая точность хода (чем маятник длиннее и тяжелее, тем ход точнее - естественно, в разумных пределах), так и веса гири хода - выбирается минимальная, обеспечивающая заданную продолжительность межпрофилактического периода, который определяется затруднением хода из-за загустевания и загрязнения смазки и износа деталей.
На практике при новом проектировании параметры маятника выбирают, обычно, идентичными ближайшему аналогу - благо разных маятниковых часов наплодили за 300 лет на любой вкус, а вес гири - на 15-20% большим, чем минимальный, обеспечивающий уверенный ход и "часовую разбежку" в пределах 3-5 секунд.
При выборе веса гири хода учитывается такое соображение - эффективный вес привода хода при гире в верхнем положении равен весу гири ЗА ВЫЧЕТОМ веса свободной ветви цепи, а при нижнем положении гири - сумме весов гири и цепи. Т.е. вес гравитационного привода при работе часов меняется от минимума до максимума, что отрицательно сказывается на точности хода. Например, у часов с кукушкой СЧЗ вес цепочки - чистой = около 35-40 г., а загрязненной - около 100 г, а вес гири - 500 г., т.е. вес привода может меняетья от 400 до 600 г - в ПОЛТОРА раза. Поэтому и гарантированная точность хода соответственно небольшая - 3 мин. в сутки. Чтобы избежать этого было предложено крепить свободный конец цепочки за гирю (т.е. с образованием цепочечного кольца) , но это не оправдало себя в эксплуатации из-за частого перекручивания цепочки малоумелыми пользователями и схода ее с барабана.
Пример.
Часы с кукушкой БЕЗ ГОНГА имеют массу гири боя около 400-430 г. Этого недостаточно для уверенной работы ТРЕХ механизмов - двух голосов кукушки и подъема молоточка гонга. Поэтому часы с кукушкой и гонгом имеют массу гири боя около 500 г. Гири хода и боя обычно берут одинаковыми для унификации.
|