|
Диктофон: брать или не брать?
Помните, я спрашивал по поводу аудиокниги для моего домашнего чтения? Так чтобы ее записать нужен диктофон. Сейчас у меня совсем простенький, купленный чисто ради записи во время защиты диссертации и использовавшийся за 2 года от силы раза 3-4. Вот такой Панасоник где-то в районе 2 тысяч рублей:
http://www.panasonic.ru/upload/ibloc..._h081211_m.jpg Более-менее пишет, немного раздражает небольшой шум при записи, который больше слышан при воспроизведение на самом же диктофоне, чем на компе. Вопрос - стоит ли для моей аудикниги, где качество все-таки важно, позаиться на что-то посерьезнее? Понятно, что в сранении со студийной записью все это фигня, но запись будет именно таая - в тихом кабинете на обычный диктофон. Также иногда буду использовать диктофон для записи других диссертационных заседаний. Рассматриваю только Олимпусы. У них есть несколько линеек для диктофон, например, для проф. диктовки: http://www.olympus.com.ru/consumer/d..._2578_2609.htm Вот такой, скажем: http://www.olympus.com.ru/consumer/i...0__front_m.jpg Но он очень дорогой - под 20 тысяч рублей и хрен где купищь к тому же. Есть попроще в линейке, которая у них просто именуются Запись звука: http://www.olympus.com.ru/consumer/2581.htm При чем там тоже не очень онятно, что для такого использования надо: Голос и музыукка - Для заметок - Линейная PCM-запись (что это вообще такое?): Мне пригялунлось вот что за 5-7 тысяч рублей: http://www.olympus.com.ru/consumer/i...0__front_M.jpg http://www.olympus.com.ru/consumer/2...-450_21999.htm Или чуть более старая модель 420, которую зато нйти проще в реальных магазинах. Есть у них совсем старая вроде модель (хоят 2 года назад вплне себе была новая) вот такая, где меня привлек более-менее внушительный микрофон: http://www.olympus.com.ru/consumer/i...50-01-ON_m.jpg http://www.olympus.com.ru/consumer/2581_ds-50.htm Из новых и более-менее симпатичных и функциональных вот такой есть за 10-12 тысяч: http://www.olympus.com.ru/consumer/i...Recorder_M.jpg Но как я понял его фишка и наворочеенность в неплохом вопсроизведение звуа и MP3-плеере, что мне не нужно, главное - запись звука. Из непонятного мне формата линейной PCM-записи (что же это таое и нужно ли?) вот что есть: http://www.olympus.com.ru/consumer/i...1__front_M.jpg Но уже 12-14 тывсяч, что многовато. Короче - есть ли смысл заморачиваться (или особой разницы в качестве по сравнению с моим простеньким диктофоном не будет) и что именно под данный тип использвоания лучше подойдет? |
Ох, Макс...это бы тебе на какой-нибудь профильной конференции спросить...больно уж специфический вопрос :)
|
Цитата:
|
Напишите в поисковике слово "портостудия" и выбирайте себе по бюджету\размеру и прочему. Аудиокнига - дело серьёзное. А запись звука, в особенности голоса не такое простое дело. Диктофон - то себе на память набурчать. Есть такое выражение у музыкантов: "плохая запись - плевок в вечность". Голос - тоже инструмент.
вот навскидку http://www.pop-music.ru/catalog.php?...d=888880007515 Не пользовал, но знаком с проф оборудованием этой фирмы. Или вот, ещё лучше, можно монтировать http://www.pop-music.ru/catalog.php?...d=888880008850 п с Давненько в ветку Легенд не заглядывали :)... |
O_ld, спасибо!
Но я не очень понял, чем они принципиально отличаются, тем более что первый из вариантов очень похож на один из моиъх Олимпусов? Там лучше качество микрофона или дело в ПО-начинке? Просто я вряд ли буду монтировать (хотя мой папа, работающий на Голос России в принципе иногда этим занимается) т.е. что записалось - то и пойдет. Если, конечно, мои дикторы смогут нормально сразу записывать. В Легенду щас загляну :) На форуме http://forum.ixbt.com все же спросил - интересно чаво там присоветуют. Кстати, так ли мне нужен стереомикрофон для подобной записи - это ведь не музыка и не коцерт, а корее как раз диктовка? |
Гляньте тут:
http://www.bhphotovideo.com/c/buy/Vo...1/N/4232860605 Судя по количеству отзывов вот этот самый популярный: http://www.bhphotovideo.com/images/i...345/538924.jpg http://www.bhphotovideo.com/c/produc...PCM_Field.html |
Цитата:
|
Babangida, спасибо!
В целом я их на сайте Олимпуса все видел, но та и не понял, то именно мне нужно. Щас почитаб отзывы. кстати, порадовло много отзывов на этот 420 - я его сегодня в магазе видел, не озхота в нете покупать,да и нужен уже скоро он. Ваш крутой на вид и по цене - только вот для меня ли он? Ща бум читать. |
Пример нынешнего аудиофайла
Послушайте, как получилсоь записать на нынешний диктофон на той неделе, когда была чисто пробная запись. Как по вашему качество и насколько воспринимается текст с диалогами, читаемый только одним человеком? Разумеется все по-вьетнамски правда :)
Уп-с, а у нас аудиофайлы нельзя загрузить оказывается! А может можно все-таки - знает кто-нибудь? Ну или в нете типа ю-тюба выложить их как-то можно и дать ссылку? |
а почему просто не купить микрофон хороший и не воткнуть его в Ваш прекрасный мак?
открыть garage band и горя не знать... |
Чтобы сильно не загружать спецтерминами поясню. В чём разница. 16\44,1 всем знакомые цифры. Стандарт звукопроизведения. Утрированно, в диктофоне, в лучшем случае реально получается 8-12\44,1. Это очень грубая аналогия. Битность в технике для бытового использования очень невысокая. А это - качество звука. Пример: записали послушали, вроде здорово. Я на компе в уши послушал, тоже ничего. Пошёл поставил на мониторы, опачки, как то плоско и шуршит. Навроде фото со вспышкой "в лоб", вроде всё видно а как то не радует. Второй фактор после битности - динамический диапазон. При качественной записи одинаково разборчиво будет и шёпот и крик. Это позволит в той же аудиокниге подчеркнуть эмоциями те или иные моменты.
Часто в дороге слушаю аудиокниги. В машине "хай энд" апаратура. Поверьте, их очень серьёзно, на студиях пишут. Могу заценить. И писать нужно сразу хорошо. Улучшить аудиозапись сложно. Изначально плохую вообще невозможно :)... Время ещё есть, пишу дальше. ЦАП - с цифры в колонки послушать. Высокого качества микросхемы преобразования из цифры в аналог стоят где то 10 долларов :) за ведро. АЦП, это что бы свой голос в цифру преобразовать, тут внимание 500 долл за один канал (стерео соотв 1000), это старт для профи уровня. Разница в диктофонах и портостудиях как раз в АЦП. Не профи уровень конечно, но упор "в железе" именно на это. Часто в диктофонах компенсируют это компрессией. Делает лучше но сужает динамический диапазон. В портостудиях другая задача, они изначально создаются для записи музыки. Так что по задаче и решение. Хотите сохранить ИНФОРМАЦИЮ - возьмите диктофон. Хотите сохранить ЗВУК - возьмите портостудию. Тем более по ценам то на то :)... |
Цитата:
|
O_ld даже без спецтерминов я мало чего понял, кроме главной мысли, что диктофоны звука не дадату, а дадут воспроизведение информации. Я подумаю - все-таки жалко, что не могу тут выложить свой файл, чтобы оценили.
Jinkade - мысль действительно интересная. А так получится по качеству лучше, чем даже если ту маленькую портосудию использовать? И любойли микрофон подойдет? Такой например: http://www.olympus.com.ru/consumer/i...__StandR_M.jpg Хотя он большой какой-то :) Тут только такойт нюанс - для неспешной записи дом. чтения сойдет даже (я все равно его с собой Мак таскаю часто), но на тех же дис. советах или других конференциях его уже не очень удобно использовать и тут бы пригодился диктофон-студия. O_ld у меня все-таки мысль есть - как мне кажется Вы именно с музыкой связаны и оцениваете под ее нужды - т.е. мелодия, все нюансы звуков (основного плана и фонового), а мне же нужно на фоне абсолютной тишины записать чисто голос. И как раз важно, чтобы эта тишина была именно тишиной, а не цифровым шумом. Или Вы это тоже учитывали? З.Ы. А ведь с Маком, Гаражом и микрофоном действительно мысль! Знаете - у меня сейчас в Доке так было много значков, что я решил некоторые поудалять - и как раз раздумывал над Гараж Бэнд, т.к. вообще не въехал чего там и к музыке я равнодушен. Но оставил - т.к. гитара прикольно выглядит :) А сейчас попробовал записать свой голос просто при помощи встроенного микрофона и естественно без каких-либо корректировок в программе (если они там есть). И получилось вполне себе. Но, пожалуй, чуть хуже, чем на диктфоне - попозже сравню поподробнее. Тогда сегодня пойду посмотрю микрофоны еще. |
процессинг звука у мака великолепный. здесь все дело именно в микрофоне (на лекции можно радио-микрофон использовать если что). задача записи звука в абсолютной тишине довольно серьезная - я много лет на студии работал.... самый идеальный вариант - глушить стены, пол, потолок - ремонт короче делать )) поскольку невозможно, то нужен хороший направленный микрофон. не знаю как сейчас - тогда стоил штуки полторы долларов такой. если микрофон фиговый, то никакие компьютерные noise reduction фильтры не помогут - они будут просто высокие частоты глушить - будет "бу-бу-бу".
ps. корректировки (процессинг) в garage band есть и вполне себе приличные. поставьте на дорожку, в которую пишетесь, обычный фильтр Voice -> Male Voice. у Вас и так голос хороший для книги - такой густой довольно (я по обзору сужу), а будет вообще как у диктора телеканала ) |
Небольшое отступление. Тут суть не в том что записываем. Суть в том что получается. Представьте себе что через 15 минут прослушивания, вроде ничё так записанного слушателям станет неприятно слышать Ваш голос, или просто заболит голова. Это в принципе глубокие дебри в основах психоакустики. Но факт. Непреложный. Восприятие нашим ухом чётных и нечётных гармоник и прочие страшилки.
Возьмите микрофон. Желательно в музыкальном магазине. Там хотя бы подберут под задачу. Направленность, чувствительность и т д. Не обязательно дорого. Речевые микрофоны гораздо дешевле вокальных. Эта связка гораздо более удобна. Поверьте на слово. Сам себя уговаривал что портостудия это круто (у меня она правда размером с дипломат :)). Сейчас те же задачи решаю ноут+внешняя звуковая. Удобней и возможности больше. |
Jinkade и O_ld, еще раз большое спасибо за столь неожиданный вариант решения! Сегодня все 2 урока на студентах экспериментировал - сравнивал их записи на диктофон и на Мак со ВСТРОЕННЫМ микрофоном. У Мака получилось даже получше: а). громче; б). при тишине меньше шумов. Но при самой их речи было едва заметное эхо, котрого н диктофоне не было.
Теперь про Гараж, в котором только сейчас начну разбираться. Во-первых, мне поначалу показалось, что там лучше записывать не в режиме Voice, а в режиме Подкаст (я вообще не понимаю, что такое подкаст :) ). Но в магазине Яблока мне сказали, что для данной залдачи лучше Голос - не зря там микрофон нарисован. И там действительно есть мужская и женская дорожки. И вот тут мне будет трудновато - ведь роман из диалогов сотоит (мужских и женских - и я приглашу двух человек) - САМ ЖЕ ЧИТАТЬ зазумеется НЕ БУДУ, т.к. акцент у меня все равно есть. Что мне в таком случае выбрать? В магазине меня уже научили превращать файл Гаража в обычный МП3, а то я боялся, что кроме Мака нигдже и прослушать не получится. Но в электронном магазине я так и не нашел толковых микрофонов. Были или очень дешевые хиленткие по 200 рублей, или такие в которые поют (в руке держать), а вот того стационарного Олимпуса (или наподобие), что я приводил не было. Да и т.к. у меня Мак 13 дюймов без специального входа для микрофона (а только для наушников) - наверное ведь приедтся покупать переходник для микрофона на юсб? И не будет ли микрофон пытаться сам какую-то программу под себя задействоваь или он органично воспримется Гаражом как внешний источник звука? И пока вообще не очень понимаю, что же именно лучще здесь при том, что звук даже внутреннего микрофона мне кажется весьма приемлимым - не концерт же с музыкой пишу в конце концов! Можете ткнуть в конкретную ссылку того микрофона, что при таких вводных будет лучше? Ну и желательно не дороже 3-5 тысяч рублей :) Ввязался короче я в сферу, в которой ни хрена не смыслю, буду теперь как-то пытаться разобраться :) |
Рад бы помочь, но в этом дуб\дубом. В смысле компьютерных усб микрофонов. А те советы которые дам поставят в ступор продавцов электроники, если попросите подобрать "гиперкардиоидный" :) микрофон. Хотя это всего навсего угол направления чувствительности, в такой нужно говорить под углом :)...
|
М-да, открыл я Инструкцию Гаража - ... посмотрел ... и закрыл - там десятки старниц непонятных мне терминов и прочего.
Короче - буду методом научного тыка разбираться. Если кто знает - ответьте, плиз, пока только на один вопрос, меня смущающий: вот записываю я в режиме Voice речь: чтобы начать запись тыкаю красный кружок и по логике он же ее останавливает. И он вроде действительно останавливает непосредственно запись, но при этом время все равно продолжается (также как и движие вертикальной черты) и его остановить можно только кнопокй со значком Play, что меня как-то смущает. Причем кажется пару раз сегодня при повторном нажатии красной кнопки останавливалось все - и запись и время и движение полоски там какой-то? В общем - как првильно останавливать запись? При этом, когда я кнопкой остнавливаю запись, а время продолжается, то потом можно опять включить и что-то записывается и как я только что заметил потом эти отрезки записи можно вроде как совместить и даже переставить местми - шаманство какое-то! В общем - вряд ли тут реально мне что-то объяснить - просто скажите - правильно ли что после повторной красной кнопки время все рано идет? :) З.Ы. А еще я сдуру справа ткнул в кнопку Мониторинг (которая изначально была ВЫКЛ) и раздался жуткий писк и Гараж чего-то от меня жуткого хотел - я тут же все на фиг и выключил. Наверное, жутко смешно это читать :) |
Абсолютно не смешно. Трекеры, по простему аудиоредакторы весьма непростые штуки на первый взгляд. С мониторингом действительно погорячились, возникла обратная связь. Если бы в этот момент были в наушниках, услышали бы свой голос. Возможно с небольшой задержкой. К сожалению с маковскими редакторами не работал. Завтра почитаю, найду общее может чего и подскажу.
Пока совет первый (общий :)). Раз уж "методом тыка" то воспринимайте как музыкальный инструмент с клавиатурой. Как правило все необходимые функции есть на клавишах. Допустим (это про своё) запись начинаю нажав R на клаве. Останавливаю пробелом. Им же воспроизведение запускаю. Поизучайте. Что непонятно просто не нужно (пока) запоминайте минимально полезное на данный момент. Play Rec и прочее. А вобщем обычно не сложнее того же Ворда :)... Глянул, краем глаза :). Разберёмся. Вы просто не видели интерфейс Сонара 8 да с подвешеными консолями, по сравнению с garage band - рубка космического корабля :)... |
На свежую голову ответ на вопрос про тайминг записи. Всё правильно. Запись отделена от воспроизведения. Допустим вам нужно наговорить текст на какой то фон. На музыку например. Что бы не держать микрофон включенным всё время нажимаете кнопку записи в тех местах где нужно, потом выключаете. И так столько раз сколько нужно. Запись и трек останавливает кнопка "стоп". Квадратик. Попробуйте пробел :), практически во всех редакторах и аудиоплеерах несёт функцию старт\стоп. И если в маке есть аналогия с виндой то в меню функции подписаны.
|
Да - примерно так и есть! Простоя думал, что с остановкой записи остановится вобще все (ьем более что - по-моему пару раз как-то так и получиолрсь). Но Ваш довод действительно убедителен - для таких целей видимо и сделано, что при остановке записи время как бы продолжается.
Хотя странно, что они не сделали подраздельчик именно на случай записи чисто голоса без всякого муз. сопровождения и соотвтственно, чтобы он был предельно простой. Хотя пожалуй чисто чтобы записать там и так не очень сложно - тонкости уже в настройках начинаются. |
Метод научного тыка открывает новые грани и возможности этого Гаража! Оказывается за счет того, что при окончании записи длительность ролика продолжается то можно делать в ней такие паузы. Я вначале подумал, что это плохо, т.к. воспроизводится только каждый участок, а не все вместе, но их легко соединять, а также можно отодвигать по времени от начала записи, чтобы туда что-то еще дописать, если надо! По логике, наверное, эту каждую дорожку можно еще и разъединять на несколько частей - сейчас буду пытаться понять сию процедуру! :)
|
Ну вот - научился разъединять запись, менять отрезки местами и заново их соединять при помощи Cmd + J, во время микширования.
Только вот что странно - при микшировании (особенно если два больших отрезка) довольно часто Гараж вырубается и принудительно закрывается. Непонятно - это глюк компа-программы или я просто пытаюсь микшировать не совсем подходящие для этого вещи? И еще интересно - стоит ли гнаться за 24 битами звука (Отличное качество) или Хорошее тоже будет не отличимо? |
Поздравляю. Вы уже до монтажа добрались. Любую запись может испортить покашливание, стук какого то предмета, слово паразит или ещё что :). Это просто можно аккуратно вырезать. А также выделить какой то кусочек текста, просто удлиннив паузу. Или сократив ту же паузу убрать ощущение "тягостного раздумья". Маководов среди знакомых нет и на спец форумах нет "факов" по таким простеньким трекерам. Уверен и так освоите, там интерфейс интуитивный. Если что то непонятно по каким либо терминам, спрашивайте - постараюсь перевести на русский :)...
И еще интересно - стоит ли гнаться за 24 битами звука (Отличное качество) или Хорошее тоже будет не отличимо? Нет не стоит. На 24 бита рассчитаны проф системы. Значит ваш комп будет считать их "виртуально". Это не настоящие 24 :). Используя больше ресурсов. Из за этого может и глючить. Обработка аудио жрёт ресурс будь здоров, если мало оперативки - будет вылетать. Почему и используют для таких вещей "железные" девайсы |
Вернул на качество Хорошее с 16 битами.
Но странно - при микшировании кусков все равно програмка слетает зачастую. Вроде ерунду делаю - был отрезок 5 минут, я из него вырезал скажем десять секунд, на образовавшемся пустом месте записал другие слова и потом все три части хочу объединить при помощи CMD + J, т.е. как раз микшированием. Вот тут-то и слетает. Так что ндо почаще все сохранять, а о так можно всю запись потерять. |
Если мало оперативки (повторяюсь :)) может вылетать. Можно с настройками потом поиграться. К примеру увеличить задержку "Latensy" для голоса это не критично но систему разгрузит. Или поэкспериментировать с буфером обмена. Должно быть хорошо. О работе Мак-а со звуком - только положительные отзывы.
|
Э... К сожалению, уважаемый Максим, пройти с Вами такой же круг как с макинтошами теперь с трекером я уже не смогу )))
Но вкратце смысл такой. Делаете одну дорожку - No Effects. Туда пишете фразы и женские и мужские прямо в "колбасу". Можно размечать где кончается одно и начинается другое с помощью остановки записи или маркеров, но куда проще просто три раза громко хлопать в ладоши - на колбасе появятся такие громкие отличимые три волны и вы будете знать, что дальше идет другой отрезок. Так можно писать не прерываясь все подряд. Если ошибетесь опять-таки, хлопните к примеру два раза и прочитайте кусок заново. Потом возьмите всю запись и ориентируясь на метки-хлопки нарежьте на мужское и женское ну и почистите вчерновую от разных больших пустых, мест, пауз итд После этого создайте еще две дорожки под первой (кажется яблочко-N делать дорожку новую - не помню). К одной примените фильтр (там в правой части это все выбирается) - Male Voice, а к другой Female Voice. Женские куски тащите на женскую дорожку, а мужские на мужскую. Верхнюю можно либо заглушить (там есть слева дорожки наушнички такие или что-то - не помню), либо убить вовсе. Расставьте отрезки по времени и почистите ненужные вздохи и прочее. Готово. |
Евгений, спасибо!
Про No Effects я даже сам догадался :) Только вот думал этим и ограничиться, т.е. поназаписывать туда и мужские и женские голоса, а к ним эффектов "пола" уже и не применять. С нарезкой посмотрю, боюсь тулновато будет - ладно бы куски каждого пола были большие и длительные, но там ведь именно диалоги - и все это нарезать ... ну не знаю даже. Пока пойду опробую приобретенный совсем недорогой диктофон отдельный - за 1 тыщу рублей всего. Качеством он явно блистать не будет, но если не ухудшит в сравнении с внутренним - то с таким по крйней мере удобнее. З.Ы. Как я и подозревал - внешний микрофон системой распознался, но не фурычит. ... хотя нет - с тертьей попытки зафурычил :) З.З.Ы. Короче - без микрофона лучше. С ним громкость такая же, но больше шумов появляется. А еще я по глупости его выключил, находясь в программе Гаража, и комп потребовал перезагрузки - так что ну на фиг сей микрофон :) И еще я заметил, что когда пишешб женский голос на Женской дорожке, то получается небольшое эхо. Если же его писать на нейтралке или на мужском - то его нет. Видимо, к жеснкой дорожке комп применяет какой-то эффект (кажется точно - там некий овердрайв есть, а на мужском его нет) - поэтому так и происходит. |
Максим, я говорил же, что микрофон нужен хороший. не за тысячу рублей )
По поводу нарезки - если Вы пока не очень это быстро делаете "на глаз" смотря на звуковые волны, есть очень простой способ. Сообщаю волшебное сочетание клавиш - яблочко-T. Делаете очень просто. После того как все записали включаете колбасу сначала на прослушку. Как только реплика мужика заканчивается и дальше должна говорить женщина нажимаете яблочко-T не останавливая воспроизведение. в этом месте колбаса разрезается. потом одновременно с этим научитесь еще и двигать нарезанные куски сразу на нужные дорожки - это все несложно, нужно немного привыкнуть просто. останавливать и заново запускать воспроизведение можно просто пробелом. по эхо попробуете уменьшить эффект reverb. |
Часовой пояс UTC +3, время: 20:18. |