Часовой форум Watch.ru (http://forum.watch.ru/index.php)
-   Интерьерные часы (http://forum.watch.ru/forumdisplay.php?f=35)
-   -   Чистка и смазка старинных настенных часов со струнно-гиревым заводом (http://forum.watch.ru/showthread.php?t=193362)

Valdar 10.11.2013 03:14

Чистка и смазка старинных настенных часов со струнно-гиревым заводом
 
Имеются старинные настенные часы со струнно-гиревым заводом. Без боя.
Механизм разобрал, промыл "калошей", почистил отверстия под цапфы, насколько смог шестерни (на вид довольно чистые). Смазал цапфы часовым маслом.

Имеется штифтовый спуск такого вида
http://old-clock.kz/wp-content/uploa...Escapement.gif

Нужно ли его смазывать - его штыри, вилку ? (к этой вилке подсоединяется маятник)
Что еще нужно самзать кроме цапф ?

http://imgdisk.ru/images/QsSkE.jpg

Нужно ли смазывать зубья барабанного колеса, собачку ?

Собственно проблема в том, что часы ходят, но не долго - около 30 мин-1 часа, в зависимости от положения часов. Колебания маятника довольно быстро затухают, хотя маятник длинной 1 метр примерно. Линза у маятника висит несколько криво - отклоняется по вертикальной оси влево. Пока не выпрямлял.

На вид механизм исправен, выработки не видно.

vovochka 10.11.2013 08:35

Зубья обычно не смазываются ,работать с жильными часами да еще с такой интересной конструкцией спуска должны мастера .Не угробьте пожалуйста редкие часики ,если что то не понятно сделайте четкие фото трибов всех колес именно штифтов в трибах .И кроме основных точек смазки ,обязательно обратить внимание на колесо ,через которое передается момент гири на барабан с жилой .Снимите гирю и проверьте его и смазать обязательно .Работа с самим узлом спуска ,требует особого внимания ,Износ штифтов и самой поверхности скольжения скобы .А так же установки точного положения маятника.Без устранения выработок ,даже малейших амплитуды и хода нормального не будет .

Valdar 10.11.2013 14:04

Цитата:

Сообщение от vovochka (Сообщение 2168896)
Зубья обычно не смазываются ,работать с жильными часами да еще с такой интересной конструкцией спуска должны мастера .Не угробьте пожалуйста редкие часики ,если что то не понятно сделайте четкие фото трибов всех колес именно штифтов в трибах .И кроме основных точек смазки ,обязательно обратить внимание на колесо ,через которое передается момент гири на барабан с жилой .Снимите гирю и проверьте его и смазать обязательно .Работа с самим узлом спуска ,требует особого внимания ,Износ штифтов и самой поверхности скольжения скобы .А так же установки точного положения маятника.Без устранения выработок ,даже малейших амплитуды и хода нормального не будет .

Штифты-зубья анкерного колеса нужно смазывать и вилку где она касается штырей ? Где-то по форумам читал что кажется нужно. Но пока не смазывал.
Трибы хорошо вычистил до блеска деревянными палочками, но на них следы от шестерней имеются, но небольшие.

Алекс 10.11.2013 15:02

Надо смазать.

Valdar 10.11.2013 17:02

Цитата:

Сообщение от Алекс (Сообщение 2169349)
Надо смазать.

И штыри и вилку ?
Нужно ли смазывать зубья барабанного колеса, собачку ?
Поподробнее можно.

Алекс 10.11.2013 18:37

Штырь и вилку, иначе износ очень большой будет. Зубья барабанного колеса, собачку я смазываю.

Valdar 10.11.2013 19:00

Цитата:

Сообщение от Алекс (Сообщение 2169349)
Надо смазать.

Цитата:

Сообщение от Алекс (Сообщение 2169647)
Штырь и вилку, иначе износ очень большой будет. Зубья барабанного колеса, собачку я смазываю.

Спасибо, еще вопрос - у меня струна из толстой лески, чем заменить лучше ?
Вопрос - может ли отсутствие смазки (штырей, вилки и т.д. кроме цапф, которые смазал) влиять на ход - ходят они не долго, всего 30 мин- час в зависимости от расположения часов на стене.

Собственно сами часы:
http://forum.watch.ru/showpost.php?p...&postcount=297
(царапины на пластинах не мои - кто-то разбирал до меня по крайней мере чтобы леску поставить вместо шнура)

Алекс 10.11.2013 19:10

Отсутствие смазки штырей, вилки не должно влиять на ход. Если вы рыбак, хорошо подойдёт леска плетёнка толстая или шнур рыболовный.

Dima343 10.11.2013 19:23

после мойки в бензине не остался ли белый налет на деталях?
просто одним бензином часто бывает невозможно отмыть старое затвердевшее масло и окислы с деталей, а они сильно увеличивают трение между деталями

штифты ходового колеса смазываются
подпружиненная собачка в главном колесе смазывается, свободно падающая собачка в механизме и соответствующие зубья главного колеса - нет

vovochka 10.11.2013 22:18

Обращайте внимание на малейшую выработку на центральном колесе ,его триб испытывает наибольшую нагрузку и за сотню лет, там обязательно будет выработка Как и на большинстве антикварных настенных,изменяется межосевое расстояние и скольжение зуба по штифту триба центрального .И как следствие меняется момент на остальные колеса ,и узел скобы ,не буде амплитуды как ни смазывай и не грузи гирю лишним весом .Что только усилит влияние выработки .На любой из осей

Valdar 10.11.2013 22:50

Цитата:

Сообщение от vovochka (Сообщение 2170116)
Обращайте внимание на малейшую выработку на центральном колесе ,его триб испытывает наибольшую нагрузку и за сотню лет, там обязательно будет выработка Как и на большинстве антикварных настенных,изменяется межосевое расстояние и скольжение зуба по штифту триба центрального .И как следствие меняется момент на остальные колеса ,и узел скобы ,не буде амплитуды как ни смазывай и не грузи гирю лишним весом .Что только усилит влияние выработки .На любой из осей

Подозрение, что выработка на вилке, т.к. она внизу куда падают штифты не прямая, а выгнута по небольшой дуге
http://s3.hostingkartinok.com/upload...82f6144537.png
конечно не такой как на картинке, но примерно так :(

Dima343 11.11.2013 00:07

а не проще фото сделать?

Valdar 11.11.2013 00:23

Я постараюсь завтра сделать - ведь опять разбирать нужно. Сфотографирую тогда шестеренки все заодно.

Valdar 12.11.2013 21:20

механизм часов. Повторю проблема - ходят 30-60 минут, в зависимости от положения.


http://s5.hostingkartinok.com/upload...f1d035fcce.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...99b11d842a.png

http://s3.hostingkartinok.com/upload...29895c29b0.png

http://s6.hostingkartinok.com/upload...f2a0186c54.png

http://s5.hostingkartinok.com/upload...29e469737e.png

http://s3.hostingkartinok.com/upload...381f152678.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...03db778aa5.png
http://s6.hostingkartinok.com/upload...72657c3bc8.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...ad8cfc6eac.png
http://s6.hostingkartinok.com/upload...9c9bf8f798.png
http://s6.hostingkartinok.com/upload...7efa64a708.png
http://s6.hostingkartinok.com/upload...19e1d91622.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...9a3e3c31e1.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...e51577d96e.png

Маятник висит на лезвии - на картинке есть. Полагаю - должно быть острым ? Сейчас тупое относительно.

http://s3.hostingkartinok.com/upload...58be594db6.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...d81feeab2a.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...772fc247fc.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...3392da33a6.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...2b8974e2cd.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...f406945247.png

Есть выработка отверстия для цапф у колеса с грузом

Линза маятника висит кривовато - перекос влево по вертикальной оси попробую исправить. Сама полоска маятника не идеальна.

Внимательно осмотрел вилку - износа не вижу. Кривизна кажется как на иллюстрации приведенной мною выше в начале темы.

Что вообще нужно смазать в механизме кроме цапф ?

Алекс 12.11.2013 21:57

Привет!
Криминала не видно. Эллипсы устранять. Чистые, исправные часы на сухую должны работать. Со смазкой не заморачивайтесь пока. Ищите причину.
Исправил сообщение. Не все картинки рассмотрел. С подвесом нормально все. Посмотрите что бы маятнику ничего не мешало совершать колебательные движения на призме.

Valdar 12.11.2013 22:26

Кажется нашел причину, но пока не собирал обратно.

http://s3.hostingkartinok.com/upload...44d370f9cc.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...8a6d93774b.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...cee87355da.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...7809a862f1.png

Дело в том, что раньше маятник висел еще на штыре зажима спуска, т.к. лет 5 назад часы прислонили к стене и уронили, стержень на который крепится вилка спуска в месте зажима была согнута под 90 градусов вниз (то ли маятник потянул, то ли еще что-то). Я аккуратно разогнул обратно. Но на конце штыря есть только ржавчина (слегка почистил, иначе штырь в отверстие в полоске маятника не проходил) но как крепить маятник к штырю непонятно. На сколько штырь должен заходить тоже не понятно. Посмотрите на картинки штырь заходит в отверстие свободно. Толи как-то нужно выправить зажим. Раньше по сути маятник еще на штыре висел.

Лезвие вроде бы довольно ровное можно попробовать заточить осторожно.

Алекс 12.11.2013 22:43

Маятник висеть должен на подвесе, а не на штыре. Штырь должен входить в прорезь маятника свободно по высоте и ширине. ММ на 5 выходить из него. Понятно написал?

------- ДОБАВЛЕНО ЧЕРЕЗ 10 МИН --------

Сделайте фото подвеса сзади, не очень понятно что за хомут.

Valdar 12.11.2013 22:51

http://s3.hostingkartinok.com/upload...69455456c2.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...61fb7441bc.png
http://s3.hostingkartinok.com/upload...fa0d3254fc.png
http://s5.hostingkartinok.com/upload...c0ada04a34.png

Алекс 12.11.2013 23:01

Нормально, проблем с подвесом не должно быть. Подточить можно немного.

Oled 12.11.2013 23:17

Приветствую!

Подвес сделан достаточно нетехнологично, обычно "лезвие" это клин с острием где-то на 60 градусов, а "постель" - имеет вырез на ~75. Кромка лезвия должна быть, конечно же, прямой и острой. В вашем случае лезвие тонкое, это привело к сильному износу. На мой взгляд для начала нужно его привести в порядок.

С ув,
Олег

Dima343 13.11.2013 00:07

как я предполагал, пооставался белый налет в углах и на стыках
механизм весьма далек от понятия "чистый"
купите у часовщиков моющий раствор для часовых механизмов (с аммиаком)

Valdar 13.11.2013 01:01

Собрал часы, запустил маятник - пока ходят (30 мин). Маятник выправил - теперь висит ровно. Часы по возможности тоже ровно повесил. Посмотрим сколько времени отходят теперь.

Когда фотографировал внимательно осмотрел вилку - ее рабочая поверхность трехгранная, как я понимаю для меньшего трения. Выработки кстати не заметно. На фото по-моему видно это.

Цитата:

Сообщение от Dima343 (Сообщение 2174689)
как я предполагал, пооставался белый налет в углах и на стыках
механизм весьма далек от понятия "чистый"
купите у часовщиков моющий раствор для часовых механизмов (с аммиаком)

Я честно говоря белый налет не увидел, но я не знаю как он выглядит, вероятно вы правы. Надо будет запастись раствором, т.к. темный налет на шестеренках остался, хотя трибы я до блеска деревянными палочками вычистил. А зубья шестеренок не получилось.

vovochka 13.11.2013 01:15

Уважаемый .Любые подобные механизмы ,положено разобрать .Затем каждое отверстие стянуть и заходящую в него цапфу ,прошлифовать и отполировать.на каждой цапфе должен быть только масляный зазор .Никаких шатаний по сторонам .Так как это предусмотрено производителем .
У вас работает узел спуска в течении некоторого времени ,затем колебания затихают и часы останавливаются .Это говорит о исправности узла спуска .И неисправности колесной системы .Сделайте так, и любые настенные ,тем более жильные ,у которых нет зависимости от неисправностей пружины .Начнут прекрасно идти ,без затухания колебаний .

Valdar 13.11.2013 01:17

Полчаса отходили и встали :(

Без маятника ходят (с запущеным спуском), только быстро очень :) И затухать похоже не собираются. Похоже все-таки проблема с маятником, лезвием и соединением спуска с мааятником.
Т.к. если бы дело в механизме, логично было бы что без дополнительного усилия в виде маятника одна вилка затухла бы быстрее из-за силы трения механизма, как мне кажется. Лезвие наточить таки придется.

Dima343 13.11.2013 04:44

Вложений: 1
качните маятник без механизма, посмотрите как быстро затухнут его колебания, возможно лезвие действительно надо заточить, заточка должна быть тонкая, грань не должна быть щербатой или шершавой

потом, на этой картинке зазор между стержнем и прорезью показался мне великоватым, он должен быть как можно меньше, чтобы потери энергии свести к минимуму
Вложение 562261
рабочие поверхности скобы хода (или как это назвать) должны быть полированными, без выработок и задиров
и т.д.

Valdar 13.11.2013 10:08

Еще вопрос по положению часов. Обратил внимание, что в нынешнем положении часов при ходе маятника щелчки соответствующие повороту анкерного колеса, секунда, происходят в верхней левой точке и посередине движения маятника, т.е. дальнейший ход вправо пустой, при достижении правой верхней точки щелчка нет.

Мне кажется, что щелчки должны быть в крайних левой и правой точках маятника, т.е. секунда по идее должна быть равна взмаху маятника от крайней левой до крайней правой точки дуги и т.о. похоже нужно сами часы выравнивать (т.к. коробка висит параллельно маятнику, значит нужно под опоры механизма что-то подложить. (если ящик дальше поворачивать маятник правое стекло разобьет)

или я не прав ?

vovochka 13.11.2013 10:20

Пол часа, не будут идти с неисправным узлом спуска и подвеской ,затухание идет от неправильной работы колесной системы ,выработку на барабане и центральном явно не убирал .зо мин .и затухание , это неправильное касание полотна центрального и триба промежуточного.Туда все внимание .и на остальные выработки тоже .Это стандартные операции при работе с антиквариатом
Подвеску и скобу в самую последнюю очередь смотреть только после работы с колесной системой ,тем более если проходят такое время ,все штифты ходового и скольжение скобы в норме .Иначе и пяти минут не прошли бы ,какой то момент все таки передается даже с перекосами колес ,вот и идут пол часа пока зуб полтна центрального не наедет на выработку на трибе промежуточного или хуже того зуб барабана на триб центрального .Там обычно все причины затуханий на жильных и других настенных различных конструкций .
Проверяется элементарно ,довешивайте на гирю дополнительный груз и если идут больше того времени ,которое проходят сейчас .Занимайтесь колесной

Oled 13.11.2013 11:18

Судя по написанному, у вас просто-напросто неправильно установлен ход часов. Как вы правильно заметили, тик и так должны раздаваться при одинаковом отклонении маятника влево или вправо, такой ход часов называется "ровным". Если это условие не соблюдается, часы идти не будут. Регулировка достигается коррекцией положения поводка маятника относительно анкерной скобы (там должен быть подвижное соединение). Поводок (тот, что сзади на картинке) просто чуть сдвинте на оси, буквально на полградуса.

Я про вот этот узел http://s6.hostingkartinok.com/upload...19e1d91622.jpg

Сергей Дмитриевич 13.11.2013 11:53

Цитата:

Сообщение от Valdar (Сообщение 2175068)
похоже нужно сами часы выравнивать (т.к. коробка висит параллельно маятнику, значит нужно под опоры механизма что-то подложить. (если ящик дальше поворачивать маятник правое стекло разобьет)

или я не прав ?

Для регулировки этого процесса служит специальный регулировочный узел, расположенный на подвесе маятника. Вы изобразили его на фото в посте #25. Неравномерность "тиканья" устраняется путём перемещения штока входящего в прорезь на штанге маятника. попробуйте поработать в этом направлении.

С уважением.
С.д.

Oled 13.11.2013 11:57

Цитата:

Сообщение от Сергей Дмитриевич (Сообщение 2175272)
Для регулировки этого процесса служит специальный регулировочный узел, расположенный на подвесе маятника. Вы изобразили его на фото в посте #25. Неравномерность "тиканья" устраняется путём перемещения штока входящего в прорезь на штанге маятника. попробуйте поработать в этом направлении.

С уважением.
С.д.

Тьху, точно, там же регулятор есть))))))

Valdar 13.11.2013 13:31

Спасибо вечером попробую.

Valdar 14.11.2013 02:00

Цитата:

Сообщение от vovochka (Сообщение 2175086)
Пол часа, не будут идти с неисправным узлом спуска и подвеской ,затухание идет от неправильной работы колесной системы ,выработку на барабане и центральном явно не убирал .зо мин .и затухание , это неправильное касание полотна центрального и триба промежуточного.Туда все внимание .и на остальные выработки тоже .Это стандартные операции при работе с антиквариатом
Подвеску и скобу в самую последнюю очередь смотреть только после работы с колесной системой ,тем более если проходят такое время ,все штифты ходового и скольжение скобы в норме .Иначе и пяти минут не прошли бы ,какой то момент все таки передается даже с перекосами колес ,вот и идут пол часа пока зуб полтна центрального не наедет на выработку на трибе промежуточного или хуже того зуб барабана на триб центрального .Там обычно все причины затуханий на жильных и других настенных различных конструкций .
Проверяется элементарно ,довешивайте на гирю дополнительный груз и если идут больше того времени ,которое проходят сейчас .Занимайтесь колесной

Отрегулировал маятник с помощью зажимов поводка - ходят уже 1 час.
Подвесил дополнительный груз небольшой - да ходят дольше - судя по всему часа два должны отходить по крайней мере.

vovochka 14.11.2013 02:11

Дополнительный груз убрать и заниматься люфтами колес .Малейшее смещение межосевых расстояний колес из за выработок ,и никакие настенные ходить не будут .Кстати вы хотели уменьшать прорезь на маятнике, там где заходит поводок в прорезь .Делать это, ни в коем случае нельзя ,обязателен свободный ход поводков в любых конструкциях подвесок настенных.Посмотрите на любые настенные ,любых конструкций люфт поводка везде есть ,иначе маятник будет жестко привязан к скобам любых конструкций включая вашу и может получаться наскок на штифт плоскости скольжения скобы .И резкая остановка маятника.

Valdar 14.11.2013 16:18

Цитата:

Сообщение от vovochka (Сообщение 2176930)
.Кстати вы хотели уменьшать прорезь на маятнике, там где заходит поводок в прорезь .Делать это, ни в коем случае нельзя ,обязателен свободный ход поводков в любых конструкциях подвесок настенных.

Нет, не собирался.

Груз снял конечно.

vovochka 15.11.2013 00:02

Груз только для определения работы колесной .


Часовой пояс UTC +3, время: 00:50.

© 1998–2024 Watch.ru