|
Самурайские мечи - лихо рубят кирпичи ))
Всем известны легендарные часы «Луноход», созданные Константином Чайкиным в память о славных достижениях советской космонавтики. Но не все знают, что корпус новинки изготовил ведущий российский специалист по булатной стали Сергей Лунёв.
Мастерская исторического японского оружия «TETSUGE» под руководством Члена Гильдии мастеров-оружейников России С.А. Лунева, состоящая из мастеров-металлургов, историков, искусствоведов и ювелиров, посвятила более пятнадцати лет изучению технологии создания традиционного самурайского клинка. Кропотливый и вдохновенный труд мастеров привел к получению этой уникальной по сложности и удивительной по красоте стали. Одной из особенностей японского меча является то, что большинство приемов в его изготовлении практически не применяются ни в каких других направлениях и школах клинкового оружия. Произведена особая японская сыродутная сталь (Tamahagane), которая после многократного складывания (Orikaesi) и проковки обрела неповторимый рисунок (Hada). Клинок имеет внутренний слой из малоуглеродистой стали (Shingane) и наружный слой из высокоуглеродистой стали (Kawagane). Для закалки клинка использована традиционная для Японии термостойкая паста из угля, песка и глины, в результате чего получена закалочная линия (Hamon). В соответствии с древними традициями Японии, клинки прошли самые жесткие испытания на прочность и остроту (Tameshigiri). Особое значение имеет полировка, которая проводится на природных японских камнях с применением тех же приемов, которыми пользовались старинные мастера страны восходящего солнца. Оборудование меча (Koshirai) также изготовлено по старинным технологиям и с учетом культурных традиций и школ мастеров Японии. При проведении лаковой росписи ножен (Saya) использованы лаки на основе, имеющей исключительно растительное происхождение. Химические красители не используются. Помимо драгоценных металлов применены шкура ската (Same), плоский шнур для оплетки рукояти (Ito), другие компоненты, которыми пользовались древние мастера. Работы коллектива С.А. Лунева экспонировались на самых престижных выставочных площадках России и Европы, в том числе в Государственном историко-культурном заповеднике "Московский Кремль", и сейчас заняли место в частных коллекциях самых взыскательных ценителей красоты клинкового старинного оружия. Известный в Японии мастер йайдо Вакаура (10 дан), несмотря на наличие в своей стране собственных выдающихся мастеров, заказал себе меч именно у Сергея Лунева, который был преподнесен мастеру в декабре 2009 года. На территории России, а также стран СНГ данной тематикой занят лишь творческий коллектив С.Лунева ввиду чрезвычайной сложности самого процесса изготовления, а также огромного массива знаний в области культуры, истории, традиций старинной металлургии, необходимого для воссоздания самой атмосферы рождения меча. Среди обладателей работ С.А. Лунева - элита российского бизнеса, известные политики, военачальники и чиновники федерального уровня. Послам государств на территории Российской Федерации от имени внешнеполитического ведомства РФ работы С.А. Лунева в качестве подарков не преподносились. СПРАВКА о выдающихся коллекционерах самурайских мечей в истории России 1. К. Фаберже – всемирно известный русский ювелир. 2. Великая Княгиня Ксения Александровна – дочь Императора России Александра III. 3. П.П. Семенов-Тян-Шанский – выдающийся русский путешественник, Вице-президент Императорского Российского географического общества, первый составитель Географического атласа Российской Империи и организатор первой переписи населения Российской Империи. 4. Барон фон Штиглиц А.Л. – блестящий русский банкир и меценат. СПРАВКА об известных современных любителях самурайских мечей 1. Д.А. Медведев. 10. Г.Г. Онищенко. 2. В.В. Путин. 11. В.А. Колокольцев. 3. И.И. Сечин. 4. В.И. Кожин. 5. Д.О. Рогозин. 6. Ю.П. Трутнев. 7. С.В. Кириенко. 8. С.К. Шойгу. 9. Р.Г. Нургалиев. |
Но это не просто оружие, это дух самурайского воина, воплощенный в булате! Одни названия уже говорят сами за себя, например - "срединный путь солнца"!
Катана «Срединный путь солнца» 2007 год. Автор – Данила Иванов По каталогу ОП Московского Кремля имеет обозначение (Лунёв, katana-11) Клинок: • Сталь – булат Сергея Лунёва; • Ковка – Роман Сарбатов; • Традиционная японская закалка – Р.Сарбатов; • Традиционная японская полировка – Алексей Лунёв. Рукоять: • Материалы – липа, шкура ската, шёлковый плетённый шнур (tsuka-ito); Прибор отделки: • Материал гарды (tsuba) – многослойная сварная сталь, серебро; • Остальные элементы прибора рукояти – серебро, патинирование, позолота; • Техники отделки – ковка, резьба, пайка, гравировка, патинирование, позолота; • Автор – Данила Иванов. Ножны: • Материал – липа, черное дерево; • Техники отделки – резьба, аппликация, лаковая роспись, лакирование; • Автор – Данила Иванов. Общая сборка меча: • подгонка элементов, монтаж рукояти, плетение шнура и изготовление уплотнительного кольца на клинке (habaki) – Павел Прокофьев. http://s019.radikal.ru/i621/1204/0a/524f6b370e57.jpg http://s59.radikal.ru/i163/1204/d7/8311fa823cef.jpg http://s017.radikal.ru/i404/1204/1b/8aa7b56a6ddf.jpg Катана «Росчерк демона на пути воина» 2007 год. Авторы – Данила Иванов, Сергей Лунёв По каталогу ОП Московского Кремля имеет обозначение (Лунёв, katana-12) Клинок: • Сталь – булат Сергея Лунёва; • Ковка – Роман Сарбатов; • Традиционная японская закалка – Р.Сарбатов; • Традиционная японская полировка – Владимир Овчинников. Рукоять: • Материалы – липа, шкура ската, кожаный шнур (tsuka-ito); Прибор отделки: • Материал гарды (tsuba) – сталь, серебро; • Остальные элементы прибора рукояти – серебро, медь, бронза; • Техники отделки – ковка, резьба, пайка, гравировка, патинирование, всечка; • Автор – Данила Иванов. Ножны: • Материал – липа, черное дерево; • Техники отделки – резьба, аппликация, лаковая роспись, лакирование; • Автор – Данила Иванов. Общая сборка меча: • подгонка элементов, монтаж рукояти, плетение шнура и изготовление уплотнительного кольца на клинке (habaki) – Данила Иванов, Павел Прокофьев. http://i045.radikal.ru/1204/84/a9287a8922c7.jpg http://s019.radikal.ru/i623/1204/48/9e9ec8ebbbf3.jpg Меч "Тайфун" - один из самых дорогих мечей мастера: http://s61.radikal.ru/i173/1204/90/807e779f9d67.jpg http://s019.radikal.ru/i642/1204/5b/604e0aa200ba.jpg http://i047.radikal.ru/1204/c0/8c79cc4729fb.jpg |
О булатной стали
Много веков булатные клинки и доспехи притягивают внимание людей своей неповторимой красотой, прочностью и мистическим ореолом, который неизменно их окружает. Ещё пятнадцать лет тому назад считалось, что секрет изготовления булатной стали утерян. Все учебники, энциклопедии и справочники ссылались, в основном, на работы П.П. Аносова, который заново открыл этот секрет в 30-х годах XIX века. Все источники с сожалением сообщали, что сегодня способы приготовления литой булатной стали не могут считаться вполне выясненными. И это после того, как наши великие соотечественники Аносов и Чернов досконально изучили этот процесс! Сколько раз в истории оружейного дела люди заново открывали эту тайну? Ведь до публикаций работ П.П. Аносова технология получения булата также считалась утерянной. В наши дни технология приготовления булатной стали снова рассекречена. Правда, она не стала массовой. Не больше двух десятков мастеров во всём мире «варят» литой булат для изготовления эксклюзивных, уникальных изделий. Одним из самых признанных, знающих и уважаемых специалистов в области приготовления литого булата является российский исследователь Сергей Алексеевич Лунёв. Лунёвский булат – новый термин, прочно утвердившийся в среде коллекционеров авторского холодного оружия, как в России, так и далеко за её пределами. Что же такое булат? Булат (от персидского «пулад» или «фулад» (в переводе – «сталь)) – легендарный композиционный материал древности. По сути, это – высокоуглеродистая сталь, выплавленная в тигле. Однако в отличие от обычной, литой стали, булат имеет особую ярко выраженную древовидную или, иначе говоря, дендритную кристаллическую структуру. Этот эффект достигается медленным охлаждением расплава стали, с направленным вектором отбора тепла. При таком охлаждении сталь кристаллизуется особым образом. Вот что писал о процессах, происходящих при образовании булатного слитка, патриарх отечественного и мирового металловедения Д.К.Чернов: «Дендритные оси в кристаллах состоят из относительно более мягкой, менее углеродистой, значит более тугоплавкой, раньше затвердевающей стали, а междендритные пространства заполнены сталью более твёрдой, с большим содержанием углерода и, следовательно, более легкоплавкой. Налицо, таким образом, резко выраженный процесс так называемой дендритной ликвации (неоднородности) металла. Более мягкие оси кристаллов булата содержат больше феррита, а междендритная твёрдая составляющая — больше перлита. Последующая длительная ковка с переменными и разнообразными, в зависимости от искусства мастера, ударными усилиями не разрушает древовидной структуры стали; она только сминается и из прямолинейной превращается в криволинейную, со сложным сплетением изогнутых дендритных осей. При закалке более твердое вещество сильно закаливается, а другое вещество остается слабо закаленным; но т. к. оба вещества в тонких слоях и фибрах тесно перевились одно с другим, то получается материал, обладающий одновременно и большой твердостью, и большой вязкостью». Родиной булата, бесспорно, считается древняя Индия. В средние века центрами производства булата становятся также Иран, Средняя Азия (Фергана) и Сирия. Европейцы впервые по-настоящему познакомились с булатом в период первых крестовых походов. Собственно, именно тогда ими было привезено ещё одно название этого материала: «дамасская сталь». Булатные клинки сарацинов произвели на европейских рыцарей ошеломляющее впечатление. Качественные характеристики восточных клинков оказались намного выше работ германских, английских и, даже, лучших в Европе, испанских кузнецов-оружейников. Практически все государства Старого Света в то время начали импортировать, в основном из Ирана (Персии), булатные слитки и полосы. Лучшее оружие Европы и России, в XV-XVII веках, как правило, было изготовлено из персидского, сирийского или ферганского булата. Тем не менее, несмотря на понимание превосходства булатной стали над сварным, сыродутным железом, Европе никогда не суждено было стать новым центром производства булата. Секрет этой старинной технологии оберегался столь тщательно, что, в конце концов, был утерян и самими родоначальниками булатной металлургии. К середине XVIII столетия секрет приготовления булата были практически полностью утеряны по всему миру. Массовое промышленное производство Европы и кустарные мастерские Азии, Турции и Ближнего Востока использовали в это время, так называемую «сварную» технику приготовления узорчатой качественной стали. Восстановленное в угле железо насыщали углеродом (цементировали) и проковывали в прутки и полосы. Затем, кузнечной сваркой, разные по насыщенности углеродом прутки и полосы многократно сваривали (спаивали) в заготовки или чушки. С появлением в XIX веке технологии литой стали (в доменных и мартеновских печах), интерес к узорчатым (композиционным) сталям, пропал. Индустриальная эра диктовала свои требования к металлургии. Массовость, дешевизна, предсказуемость и повторяемость свойств оказались важнее изысканной, утончённой индивидуальности булатов и дамасков. Сегодня специалисты различают термины булат и дамасская сталь, обозначая ими две очень несхожих между собой технологии получения композиционной (узорчатой) стали. Булатом (литым булатом) теперь принято называть тигельную узорчатую сталь, в то время как дамасской сталью называют сваренную под молотом слоистый узорчатый материал. Булат всегда превосходил качеством сварную, слоистую сталь. Русский металлург П.П.Аносов (который открыл свой метод получения литого булата) даже называл сварную дамасскую сталь «ложным булатом», а булат, в свою очередь – «истинным дамаском». Воспетый в легендах, овеянный воинской славой и осыпанный царскими почестями, булат на протяжении веков считался лучшим материалом для изготовления клинков и доспехов. Его механические свойства до сих пор поражают и восхищают специалистов-металловедов. В наши дни исследователи булата по всему миру всё чаще обращают внимание на необычные электромагнитные и акустические свойства булатной стали. Упорядоченная структура дендритных кристаллов железа, пронизывающая булатный слиток, создаёт эффект естественного магнитного усилителя или направленной антенны. А высокая плотность этого материала и, опять-таки, - дендритная кристаллическая структура, превращают изделия из булата в весьма восприимчивые к акустическим колебаниям, своего рода, камертоны. Возможно, эти необычные особенности булатной стали, наряду с прекрасными механическими характеристиками, легли в основу многочисленных мифов и легенд древности, в которых этот чудо-материал наделялся магическими и даже божественными свойствами. Алхимики и мистики средневековья считали этот материал магической субстанцией, насыщенной силами природы, и нередко изготавливали из него различные магические предметы, амулеты и алхимические инструменты. |
Интересно, а в промышленных масштабах булатную сталь пробовали производить? Как бы она себя показала в использовании для кухонных ножей, например?
|
Цитата:
Современные высокотехнологичные ножевые стали, точнее применяемые для изготовления ножей разрабатывались для машиностроения (напр. подшипники, лопатки турбин и т.п.) А для ножей их используют между делом, побочное применение. |
Цитата:
|
На оружейный ресурсах срач вокруг булата и дамаска - многовековой, волшебный просто. Пиар-статеек на эти темы сотни, точек зрения примерно столько же. :) Что там настоящий булат/дамаск кому должен, какой обязан быть, и каким быть не имеет права - у каждого современного производителя на то строго свой взгляд (оно и понятно, это же заработанное бабло в конечном счете). Этот холивар покруче будет, чем "что круче - японские часы или швейцарские", причем проверяемых в численном виде данных еще меньше. :)
|
Цитата:
Иначе лучшая половина человечества нашей необъятной Родины будет пилить и давить, а не резать. Точить им будет некому... Искусству промышленные масштабы ни к чему ! |
Вы это,...братья и сестры,
здесь уже про ножи уже больше, чем на Ганзе написали трое человек, почитайте хоть... |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
))) |
Цитата:
|
Цитата:
Нечастозатачивемые ножи одинокая хозяйка, практикующая кулинАрию, самостоятельно заточить не способна. Угробить нож, да и очень легко... |
Булат - трудно затупляется но и трудно затачивается. :)
Без алмазных брусков и "пряморукости" домохозяйке не справиться, да и не нужен ей такой нож - дорогой, острый! :D Домохозяйке - нержавейку, мягкую, легко затачивающуюся, правда и легко затупляющуюся. За глаза. ;) |
Если я ничего не путаю, то принцип булата - это многослойность пластин, чем ближе к центру тем сталь тверже, т.е. он вообще не тупится. Чем больше режешь - тем острее. И заточка тоже очень проста. Может просто современный булат не булатистый? Представляю Пересвета с алмазными брусками:D
|
Цитата:
Если интересно про булат - читайте, информации много: http://www.kuznec.com/zat_bul_stal.html http://www.steel-knife.ru/O-bulate http://from-zlatoust.ru/node/term/bulat Я на практике (на охоте) булат и дамаск не использую - дорогой и капризный. Хотя Златоуст и близко. ;) Использую американские ножи "бак" с высокой твердостью и хорошей "босовской" закалкой. При формировании режущей кромки - формирую на алмазном бруске, повторная заточка уже на "спайдерко". Все мои ножи: кухонные и охотничьи - бреют волос на руке. Видели бы вы мои гламурно-бритые руки, в тот момент когда я собираю все свои ножи и затачиваю их оптом. :D |
Позволю немного дополнить.
Японский меч, в том виде который нам известен, это по сути симбиоз прямого китайского меча и кривого корейского и становление его в том виде который дошел до нас заняло несколько веков и началось по сути с периода Нара (710-794) и Хэйан (794-1185), тогда-то по сути и появился "Нихон-то" (Японский меч). С точки зрения геометрии он ближе к корейскому мечу, а производство (металургия) из Китая. Но самое удивительное, что японцы сумели очень быстро выработать свою технологию производства, в том числе и получение невероятно плотного и прочного слоистого дамаска. По сути в Японии сложилась традиция производства Нихон-то, со всеми атрибутами - школами, стилями, наследственной передачей знаний. Главный же секрет японского оружия, в отличии от европейского, где оружие служило по сути, только железякой для убийства и дальше создания более или менее эффективных техник фехтования дело не пошло, в том что японцы сумели как бы подняться над обычной кровавой рубкой и убийством, создав и проработав философию, где меч не является простым орудием убийства, он по сути превратился в орудие познания и пределки своего собственного я, "му-дзюсин-кэн" (меч непребывающего разума) и "кацудзин-кэн" (меч дарующий жизнь) и который по сути уже не является просто полоской стали. Собственно только в японской боевой традиции сложилась и была доведена до совершенства Духовная сторона фехтовальной практики. Наверное поэтому, сегодня, так популярна мысль о том что японский меч живой и у него есть своя душа. Расцветом же японского меча можно считать так называемый Камакурский период, примерно 1185-1332 года. Потом же, когда междуусобные войны приобрели катастрафические масштабы и когда требовалось огромное количество холодного оружие, качество изготовления, да и качество и отделка самих мечей стала неуклонно падать и ко временам эпохи Эдо (1603-1867), японский меч по сути перестал быть тем чем являлся до этого. Примечательны слова, сказанные в 16 веке профессиональным полировщиком из школы Хонъами, Дзюсино Коски: "Хороших мечей больше не будет! Бесконечные усобицы испортили кузнецов-оружейников, они забыли секреты мастерства. Качество мечей никуда не годится, спасение дела - в заботе о старинных мечах". Справедливости ради надо сказать, что и тогда попадались великолепные и уникальные экземпляры мечей, но очень мало по сравнению с преведущим периодом. Постепенно самурайский меч превратился из боевого оружия в предмет украшения знати и по сути стал парадным и церемониальным оружием, где больше внимания удилялось внешнему виду оружия, нежели его боевым качествам, характерны были мечи, безумной красоты и богатства внешнего вида, но с бутафорскими клинками "кадзари-тати" (разукрашенные мечи). Так что ни что не вечно под луной. Кстати, изначально основным оружием самурая был меч Тати и длиной мог достигать больше 2 метров, так как сражения знати происходили в основном верхом, поэтому и меч был длинным. Известная же нам Катана, составляла оснастку пеших самураев низкого ранга и гражданского люда. Знать же использовала Катану, только при ношении повседневной одежды и в быту. И только в период междуусобных войн, когда большинство схваток стало проходить в ограниченных условиях городских улиц, Катана окончательно вытеснила Тати и стала основным видом оружия. |
del
|
Цитата:
|
Сравнительные характеристики булата в контексте мечей авторской работы считаю чисто теоретической софистикой :)
Мечи такого уровня, как показаны в первом посте темы, уже относятся к категории искусства и поэтому их боевые качества уже мало интересны. Даже если владелец такого меча решит его испробовать, то уж со стандартными матами для тамесигири он справится очень хорошо. Тренироваться же им в контакт.. слишком дорого и опасно. И к чему тогда спор о том, насколько он там булат и степень перехода от мягких слоев стали к твердым? :) Видно же мечи сделаны с любовью и профессионализмом. Разве этого уже не достаточно? Klark03, ну если проводить аналогию с современными японскими мастерами, то такой меч стоит уровня 30-40 тысяч евро, думаю. 500 тысяч это уже совсем крутата :) |
Цитата:
|
Цитата:
|
Вложений: 1
Цитата:
Цитата:
Пехотинцы: Вложение 244692 |
Пардон, но не слишком твердый кухонный нож - совершенно нормальная для европы практика. Такой нож правится кухонным мусатом в два-три движения, и в непосредственно заточке (на абразивных брусках) нуждается редко. Другое дело, культура пользования мусатом есть далеко не у каждой домохозяйки, у которой нет - та, конечно, намучается с быстро теряющими остроту ножами. Посмотрите, любопытства ради, чем и как работают профессиональные обвальщики - никаких вундервафлей и суперсталей у них нет, а есть банальный мусат. Подход очень практичный, позволяет иметь всегда острый нож и не бояться его выкрошить, что с более твердыми и износостойкими сталями бывает на раз при тонкой "кухонной" кромке. Имхо, много проще научить среднестатистическую домохозяйку пользоваться мусатом, чем дорогими японскими кухонниками.
|
Цитата:
Кстати, работа первоклассного полировщика может стоить от 10000 йен за 3 см длины клинка и выше. |
Klark03, вы перфекционист :) И это хорошо в таком тонком деле, как искусство, особенно когда оно встречается с оружием.
У меня же подход чуть другой, и считаю что в мече столько души, сколько еще и сам в нее вложишь. Приятно иметь кусочек легенды на стене. Но после не одного года тренировок, я чуть иначе трактую слова о душе. Но только для себя :) Даже не пытаюсь кому-то навязать иное понимание. И кстати, вот такие легенды как про кровавого кузнеца, не всегда идут на пользу мечам. Я знаю учителя (по иайдо и кендзюцу- по 8-му дану), который наотрез отказывается держать дома старые мечи. Даже когда ему ученики дарили совсем не дешевые образцы. Карма, говорит, у него может быть плохой :) alec, я правильно понял- 1,5 миллиона за точильный камень? И к нему даже в довесок не шло маленького сталеплавильного заводика? |
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
И не надо никуда носить, я их сам подточу. Вполне устраивают свойства обычных ножей из обычной нержавейки - я ж ими не гвозди строгаю. Раз в полгода заточил - и для дома нормалек. Есть один нож из высокоуглеродистой стали - он для мяса. Правда жена им как-то на днях линолеум резала. После когда я взялся дичь разделать, был сильно удивлен. ;) Раз вы своих домохозяек так любите, купите им набор ножей булатных, потом пообщаемся. :D Цитата:
|
Цитата:
Справка: "Натуральные камни Awase, добывались в глубоких шахтах неподалеку от древней столицы Киото, высоко ценились в древности. Сегодня это месторождение серьезно истощилось и на высококачественный мелкозернистый Awase цена может достигать нескольких тысяч долларов, поэтому японским мастерам приходится подолгу откладывать деньги на его приобретение. Еще цена зависит от размера и наличия трещин на камне. Плюс есть раритеные экземпляры, которые продают как предметы коллекционирования." |
Цитата:
Цитата:
Действительно, почитайте хоть профильные ветки на Ганзе (да и у нас про это писали неоднократно), не позорьтесь :cool: Цитата:
|
Тема про авторские мечи медленно сползает в обсуждение кухонных ножей.
Предвосхищая события, могу сказать что лучше суммикрона полтосов не придумано :) alec, awase, хех :) Ну с таким то названием должно липнуть ко всему что движется и не движется. Все таки поэтичные они натуры, эти японцы :) Даже точильным камням дзэнское такое название выдумали! |
Как бы не сильно вдаваясь в исторические дебри и теоретизирование, для себя (то есть моё собственное мнение :)) вывел настоящий технологический прорыв в том что мы называем японский меч. Настоящее достижение японцев - хамон. В Японии практически не было хорошего железа. А то что было с высоким содержанием серы. Не гожее для качественного клинка. Настоящий гений японских оружейников - изобретение зонной закалки.
Цитата:
|
Цитата:
Вот основные. http://photoshare.ru/data/76/76118/5/5izuy9-yzd.jpg |
Цитата:
А основной посыл мой - нечего на кухне делать булатным ножам. Если смотрели мои ссылки, то кузнец - имеющий дело с булатом, прямо говорит - современная высокоуглеродистая сталь при правильной закалке и заточке легко заменит булат в эксплуатации. А любое изделие из булата легко испортить неправильной заточкой - будет мылить хуже ножа изготовленного из алюминиевой ложки. Впрочем это оффтоп. Цитата:
|
а у меня есть катана. Купил у одного типа через объявление в газете в районе 200 гривен.:D
|
Цитата:
Если возникнет интерес на предмет приобретения - пишите в личку. Дам прямой контакт с продавцом. |
Цитата:
|
Часовой пояс UTC +3, время: 02:40. |