PDA

Просмотр полной версии : Cloisonne, Grand Feu и Champleve


Ego
27.02.2015, 21:06
[FLOAT LEFT]933137[/FLOAT LEFT]Термины grand feu, champleve и cloisonne позаимствованы из французского языка и обозначают способы эмалирования. Они очень часто применяются для создания самых красивых часовых циферблатов, которые когда-либо видел мир. Но что именно означают эти термины? Как эти методы эмалирования отличаются друг от друга? А как насчет тех, других редких случаев, когда встречаются циферблаты, изготовленные в технике flinque и grisaille? Искусству оформления циферблатов не одно столетие.
Во многих статьях, связанных с часовым искусством, легко пропустить терминологию, используемую для описания методов изготовления часов, связанных с эмалью или с чем-то иным. Но, учитывая, что эмалированный циферблат часто является самым уникальным и неповторимым среди остальных деталей в области высокого часового искусства, и самые престижные бренды Haute Horlogerie создают именно такие циферблаты, необходимо уделить внимание изучению специальных слов.
Учитывая органическую природу материалов, а также методов их производства - ручной кропотливый труд опытного ремесленника - можно совершенно открыто заявить, что каждая модель с эмалевым циферблатом представляет собой уникальное произведение. Для большинства различия между циферблатом cloissoné (как, например, в часах Patek 5131G) и циферблатом champlevé (который можно увидеть на моделе Vacheron Metiers d'Art) отсутствуют.
933138
933139
933140
933141
Слово "эмаль" происходит от старонемецкого слова "smelzan", которое позже преобразовалось в «esmail» на старофранцузском языке. В современном языке слово "эмаль" имеет французский эквивалент "email " и английский эквивалент "enamel ". Аналогичным образом, термин «emaillage» является французским эквивалентом слова "эмалирование". Согласно Vacheron Constantin, "искусство эмалирования было изобретено восточными мастерами почти 4000 лет назад. С развитием часового дела в 17 веке Женева стала центром миниатюрного эмалирования Grand Feu для декорирования часов".
933142
933143
Надпись на циферблате "email" иногда провоцирует множество комментариев и вопросов от людей, которые путают его с английским словом "e-mail" (электронная почта). Эмаль в основе своей - это сплав стекла (диоксид кремния) с красителем (например, пигментом, обычно оксидом металла). Эти ингредиенты нагревают до их температуры плавления (800 – 1200 градусов по Цельсию), а затем расплавленную смесь оставляют, чтобы она охладилась и сцепилась с поверхностью металла. Это процесс повторного наслаивания: обжиг, охлаждение, и добавление нового слоя эмали. Процедура повторяется 4-10 раз, чтобы достичь конечного результата. Дизайн и цвета передаются самой эмалью, но иногда простая эмаль окрашивается сверху, с целью достижения желаемого внешнего вида.
933144
933145
Компания Donze Cadrans SA (основана в 1972 году и приобретена группой Ulysse Nardin в 2012 году) дополнительно разъясняет: "Эмаль это мягкое стекло, которое состоит из диоксида кремния, сурика и соды. При смешивании с другими элементами, эмаль способна создать интенсивные оттенки с тонкой волшебной глубиной. К элементам, используемым для придания оттенка эмали, относятся железо, что создает серый цвет, хром, создает зеленый цвет, а также йод, который делает огненно-красный цвет. Когда эмаль нагревается до температуры 800-1200 градусов Цельсия, она сжижается и схватывается с металлом. Эмаль наносится на циферблат с помощью гусиного пера. Она должна наслаиваться медленно, чтобы создать соответствующую глубину для того, чтобы ее цвет достиг правильного оттенка".
933146
933147
Не существует единственной установленной формулы для разработки эмали, и как раз из этого и возникает "искусство". Эмальер может создавать бесконечное разнообразие цветов посредством смешивания различных комбинаций кремния и оксида металлов. На самом деле, процесс создания эмали является декоративно-прикладным искусством, которое от начала до конца требует огромного мастерства. Проблема с эмалью в том, что ее чрезвычайно трудно контролировать. На любом этапе производства эмалированного циферблата, она может треснуть, образовать воздушные или газовые пузырьки, которые впоследствии могут оставить крошечные отверстия, или в конечном итоге цвета могут просто не достичь оптимального оттенка.
933148
933149
В качестве награды за овладение этой деликатной процедурой предстает порой непостижимо прекрасный и уникальный циферблат часов, который обладает оттенком, который никогда не исчезает. Действительно, многовековые музейные экспонаты с эмалевым циферблатом сияют так же ярко, как и в тот день, когда они были созданы. Конечно, это также говорит о том, что если создание часов с эмалированным циферблатом завершено, их уже нельзя изменить - то есть, если достичь желаемого вида, эффекта или качества не удалось, ремесленник должен начать все с нуля.
933150
933152
Каждая методика эмалирования по своей сути подобна другим, но имеет свои отличительные характеристики. В каждом отдельном случае требуется свой особый навык и точность. Наиболее часто встречаемые методики в мире высокого часового дела: Grand Feu, Cloisonné, Champlevé.
Эмалирование Grand Feu обычно характеризуют как отдельную методику, хотя сам термин «Grand Feu», в переводе означающий «Большой огонь», на самом деле относится к сущности производства эмали. Мастер ремесленник не рисует кистью мотив непосредственно на циферблате, вместо этого он наносит несколько оксидов на циферблат из золота. Затем эмальер помещает диск несколько раз в огонь (800-900°С), чтобы рисунок и цвета постепенно проявились. Посредством эмалирования "Grand Feu" на циферблат наносится изысканный декор, который уже не может быть изменен. Среди известных часовых шедевров, декорированных Grand Feu: A. Lange Lange 1 Handwerkskunst Black Enamel Dial, Blancpain Villeret 8 Days Enamel, Jaeger-LeCoultre Duomère à Quantième Lunaire Enamel Dial, Piaget Altiplano “Skeleton Enamel”, Breguet Classique 7787 and Matching Grand Feu Enamel Cufflinks.
933153
933154
Cloisonné (в переводе - «перегородка») представляет собой еще одну методику эмалирования, в процессе которой контур рисунка на циферблате формируется посредством добавления на металлическом объекте перегородок ("cloisons" на французском языке) с помощью пайки, или с помощью нанесения на края рисунка серебряного или золотого провода или тонкой полоски. Их можно увидеть в готовом виде изделия, разделяющими различные отсеки эмали или вставки, которые часто выполнены из нескольких цветов. Объекты эмали Cloisonné разработаны на основе порошковой эмали, которую преобразовывают в пасту, и которая впоследствии должна быть подвергнута обжигу в печи. Примеры часов, декорированных в технике cloisonné: Vacheron Constantin cloisonné, Ulysse Nardin cloisonné.
933155
933156
933159
Мелкие полоски золотой проволоки диаметром 0,07 мм (не больше, чем человеческий волос) сгибают вручную и образуют контур с помощью плоскогубцев. Перегородки Сloisons придают изображению заметный уровень детализации. Как и в случае с другими процессами эмалирования, конечный вид циферблата создается через серию слоев и обжигов. Что касается циферблата cloisonné, цветные клетки могут быть заполнены и подвержены обжигу в печи пять или более раз перед окончательной отделкой и полировкой. Несколько прекрасных примеров эмалированных циферблатов с использованием технологии cloisonné: Patek Philippe 5131J, Ulysse Nardin Classico Amerigo Vespucci, Laurent Ferrier Galet Traveller.
933160
933161
Эмалирование Champlevé представляет собой технологию, в процессе применения которой срезается металл (с помощью резца), и в итоге образовываются выемки, заполненные эмалью. Затем изделие обжигается до состояния, когда эмаль превращается в сплав. При охлаждении поверхность объекта полируется.
933162
933163
Техники champlevé и cloissoné противоположны друг другу. Если говорить в общем и в целом, методика champlevé представляет собой редуктивный процесс (т.е. вырезание или снятие слоя металла, чтобы создать эмалевые углубления). В то же время, методика cloisonné представляет собой аддитивный процесс (добавление небольших контуров из проводов поверх металлического основания для создания отсеков для эмали). Хорошим примером являются модели Vacheron Constantin champlevé.
933164
933165
Метод flinque заключается в том, что эмаль наносят с помощью гусиного пера или кисти на циферблат, предварительно украшенный ручной гравировкой или гильоше. Эта операция эмалирования требует повторения (минимум 4 раза). Каждый этап включает обжиг в печи при температуре около 820 градусов. Когда толщина эмали оптимальна, поверхность имеет закругления. После окончательного обжига в печи, передняя часть циферблата проходит этап полирования, чтобы достичь окончательного блеска. Пример: Cartier Ballon Bleu Flying Tourbillon with Blue Flinqué Enamel Dial.
933167
933169
Согласно Van Cleef & Arpels, техника Paillonné требует применения между двумя слоями эмали фольги - "paillon". Благодаря прозрачности эмали, посредством данной методики достигаются мерцающие отражения, а также блеск и яркость на циферблате. Часы Hermes выполнены с применением методики pailloné: Hermès Arceau Attelage Céleste. Однако существует и несколько иная интерпретация техники в исполнении Jaquet Droz, которые вместо слоев фольги на циферблат наносят декоративные "paillons": Jaquet Droz Paillone Enamel.
933172
933174
933175
Впервые разработанное для Van Cleef & Arpels, эмалирование Grisaille включает в себя работу с белыми пигментами на черном фоне. Чтобы достичь этого, металлическое основание сначала покрывают слоем черной эмали. Трудность заключается в получении глубокого, гладкого черного слоя без каких-либо примесей, который будет способен выдержать многочисленные обжиги. Более тонко измельченные зерна эмали, мельче, чем для традиционной эмали, смешивают со смесью, разработанной специально для техники Grisaille.
933177
933178
Изготовление часов Van Cleef & Arpels Pont des Amoureux Poetic Complications™. Белая краска, известная как "Blanc de Limoges", наносится толстым или тонким слоем, в зависимости от желаемого эффекта. Чем тоньше слой, тем более серым станет белый циферблат, так как черный цвет имеет свойство просвечиваться через прозрачный пигмент. Эмаль Grisaille сначала наносится с помощью кисти, затем на ней рисуют с помощью иглы. Металлический кончик иглы позволяет добиться в конечном изображении тонких контрастов игры света и тени. Обжиг привносит эффект магии к данной методике, открывая окончательный цвет, который совершенно отличается от предыдущего оттенка на циферблате. После его завершения, создается яркий и таинственный эффект архитектурного рельефа.
933179
933180

Источник: http://luxwatch.ua/watch-news/view/3225